Публицистика

 Епископ Клеменс Пиккель производит впечатление человека абсолютно довольного жизнью. Пословица "что русскому хорошо, то немцу ..." явно не про него. Он говорит, что не мыслит своей жизни без России, обижается, когда ее ругают, хотя и сам недоволен некоторыми особенностями здешней действительности.
Пиккель приехал в Россию 20 лет назад, когда католических священников здесь катастрофически не хватало. Сейчас он служит в статусе одного из 4-х католических епископов в Росии, имеет смелость не соглашаться с модными европейскими "трендами" и замечает в себе чисто русские черты характера.

Владыка, когда и как вы впервые попали в Россию? У вас есть русские корни?
- Русских корней у меня нет, но я был знаком с немцами, которые жили в Таджикистане и знал, что на территории бывшего СССР в начале 1990-х очень не хватало католических священников. Я был молодым священником и попросился приехать туда, меня отпустили в начале на 3 года. Потом Папа Римский назначил Епископом в Сибирь настоятеля, который работал в Марксе, и он искал того, кто бы пришел на его место. Так я попал в Саратовскую область и служил в Марксе. Через 8 лет стал епископом - Папа решил добавить еще двух епископов к 2-м уже имеющимся в России. Католиков здесь не так много, зато территория огромная. На мне, например, 26 субъектов федерации вплоть до юга и республик Северного Кавказа, а в Саратове основной офис, если можно так сказать. Вчера я вернулся из Владикавказа, послезавтра поеду в Самару, а оттуда в Башкирию и Ульяновск. Я все время в поездках по стране, здесь бываю 2-3 дня в неделю. Уже больше 15 лет живу в таком бешеном темпе. Раньше было ничего, а сейчас уже жду момента, когда на руках нет билета и не надо никуда ехать. Наверное, старею (смеется).

Насколько тяжел был процесс адаптации в России? Ведь вы не знали русского языка и, наверняка, не были знакомы с русским менталитетом.

- С языком я до сих пор борюсь, но мне повезло, что я родился в Восточной Германии. В ГДР русский был обязательным для изучения языком, но учили его все из-под палки. Я потом только понял, как был не прав, когда прогуливал уроки. Что касается менталитета, то ГДР это все-таки соцлагерь, с политической точки зрения там многое было похоже на Советский Союз. Так что мне было проще чем тем священникам, которые приехали в Россию из Западной Европы.

Политический строй нашей страны менялся на ваших глазах. Насколько серьезны эти изменения и над чем, по вашему, нам стоит серьезнее сосредоточиться?

- В соцстранах Европы слом системы произошел быстро и сейчас они живут реально по-другому. А здесь, такое ощущение, что все еще находится в процессе. Наверное, это потому что и страна огромная и ориентироваться не знают на что. В ГДР было просто, мы ориентировались на ФРГ и ее систему. Еще немец так устроен, что не может терпеть, он требует статистики, изменений, объяснений того, почему они не происходят. А русские живут по принципу "тише едешь-дальше будешь". Я, кстати, до сих пор не знаю, как это перевести на немецкий, в любом случае смысл не тот получится. И это при всем при том, что люди в России в проявлении простых христианских чувств часто видят ловушку. Например, еду я по трассе, вижу, что женщина "голосует". Я остановился, она спросила сколько я возьму за проезд, я ответил, что это бесплатно. Она вдруг испугалась, захлопнула дверь и чуть ли не убежала. Не могу я это понять.

После 20 лет проведенных в России, вы замечаете в себе черты русского характера? Или немецкая обязательность и педантичность берет верх?

- Я не там и не здесь, вернее, наверное, больше здесь. Когда я еду в отпуск к своим родителям, то быстро начинаю скучать по России и Саратову. Я действительно замечаю, что в некоторых мелочах уже становлюсь русским. Например, мне сложно соблюдать дорожный режим в Германии, там все намного строже, чем на дорогах России. Но немецкого во мне все же больше. Когда вижу беспорядок, нелогичность, все, что объединяется под словом коррупция, понимаю, что в такой нехристианской атмосфере не так-то просто жить. Поэтому я не осуждаю тех иностранных священников, которые от усталости уезжают из России обратно домой. У меня такого желания не было, и это связано с тем, с кем я работаю. Людей здесь много хороших, общение с ними стоит всех минусов. Я пока не был епископом даже боялся того момента, когда меня могут отозвать в Германию. Мне в России хорошо работать, жить и мечтать.

Знаю, что у вас были проблемы с получением вида на жительство. С чем были связаны проволочки?

- Некоторые проблемы действительно были, правда, МИД помог. Возможно, когда речь идет о представителе религии, на него смотрят с подозрением. В России говорят "наша церковь" и подразумевают православную. С этим не поспоришь, православными являются большинство россиян. По отношению к представителю другой религии сразу возникает вопрос "зачем". Многие вообще не знают, что в России было много католиков и проживают они здесь с 11 века. Так что страхи и недопонимание происходят от банальной нехватки информации.

РПЦ ведет большую работу по возвращению церкви зданий бывших храмов, приходских и учебных помещений. Каким образом осуществляется этот процесс у римско-католической церкви в России? Хватает ли католикам существующих храмов?

- На территории бывшей немецкой автономии, которая захватывала Саратовскую и часть Волгоградской области, сегодня находятся более 20 разрушенных католических храмов, в основном в деревнях. Больно это говорить, но сейчас они нам не нужны. Католиков в той же Саратовской области вряд ли наберется больше тысячи, поэтому нам нет смысла бороться за эти здания. В Саратове был кафедральный собор в здании, в котором сейчас кинотеатр "Пионер" располагается. Знаю, что в конце 90-х его пытались получить обратно, но опоздали, и его купил частный. Тогда город предложил нам участок на Мичурина, где и построили храм, сюда в воскресенье приходят на литургию 100-120 человек. Марксовский храм при мне возводили, есть еще маленькая церквушка в деревне Степное. То есть у нас 3 церкви, на губернию вполне хватает.

Существует ли у вас диалог с представителями других религий? Не влияет ли на отношение к РКЦ малая численность паствы?

- Нет, не думаю. Мы со своей стороны можем предложить большой патронажный опыт в больницах и детских домах. Этим в той или иной степени занимаются все конфессии. То есть, не просто в межконфессиональном диалоге, но и просто в жизни есть дефицит того, чем мы можем помочь, несмотря на всю нашу малочисленность. С митрополитом Лонгиным последний раз встречались в начале июня в Марксе. Представление о том, что православные и католики враждуют, неверно. У православной церкви сильная структура и много специалистов, которых нет у нас и мы часто просим их о помощи. Например, церковь не платит налог на землю, но как узнать, где это прописано, о чем говорить, когда придешь к чиновнику и он тебя спросит. Я могу просто поднять трубку, позвонить в епархию и попросить, чтобы их юрист нас проконсультировал. Вроде бы не самый яркий пример, но из таких моментов и состоит жизнь прихода. Когда недавно у мусульман заканчивался Рамадан, меня пригласили на праздничную службу и ужин. Я не смог пойти, потому что был в отъезде, послал настоятеля, он был очень тронут хорошим приемом в мечети. Есть еще лютеранская церковь в Саратове, и с настоятелем мы так же очень дружны.

Южный и Северокавказский регионы одни из самых тревожных частей России. Честно говоря, сложно представить, каким образом можно проповедовать в мусульманских регионах какую-то другую религию. Существуют ли различия в работе с верующими в зависимости от региона?

- Проблема не в исламе, а в исламизме и фанатиках. В Чечне у нас нет общины, люди переехали оттуда в соседние регионы. Признаюсь, что наши общины на Кавказе маленькие, люди живут беднее, а молодежь мечтает вырваться в Москву, потому что перспектив там не много. Регион при этом очень красивый, Кавказский хребет великолепен. То есть на Кавказе глаз радуется, а сердце страдает. Наши настоятели служат там с большим энтузиазмом. В горной деревне однажды ко мне подошла семья, которая сказала, что ради детей хочет уехать, но боятся, что приход распадется. Я им посоветовал ради детей решится на переезд, а с общиной мы что-нибудь решим.

Из каких источников финансируется деятельность РКЦ в России?

- В основном мы работаем на самофинансировании. Собираем среди прихожан пожертвования каждую службу, но нам не хватает средств, особенно в тех регионах, в которых зимой надо много за отопление платить. Когда я был настоятелем в Марксе, написал письмо свои родным, друзьям и знакомым, что нам надо делать ремонт. Они незамедлительно прислали мне деньги, потому что знали, что в другой карман они не пойдут. Личными связями я пользуюсь до сих пор, но есть, например, благотворительные фонды римско-католической церкви «Каритас», которые разбросаны по всему миру. Есть такой и в Саратове. Например, сейчас мы собираем средства, чтобы помочь пострадавшим от наводнения в Сибири. Казалось бы, это не совсем нас касается, но мы можем выступать посредником и гарантом того, что деньги мимо не пройдут. Так что католики в России живут по средствам и совсем не являются олигархами, и, кстати, слава Богу (смеется).

У России и Европы принципиально разное отношение к однополым бракам - мы запрещаем пропаганду гомосексуализма, а во Франции, Великобритании и других странах разрешают однополые браки. Несмотря на то, что Европа еще не полностью переключилась на новый либеральный "тренд" и противоборство продолжается, Папа Римский не высказал своей официальной позиции по поводу узаконивания однополой любви. Почему?

- Католическая церковь давным давно сформировала свое мнение относительно таких вещей, это не нуждается в уточнении. У нас есть Библия и есть катехизис, где изложены основные столпы учения. Мы в нравственном понимании жизни ничем не отличаемся от православной церкви и потому мне больно видеть то, что происходит с западным законодательством. Это, если хотите, свидетельство бессилия церкви на Западе. После 1945 г. ее серьезно слушали и во времена распада СССР тоже, а сегодня это не так. Сейчас говорят "традиционаая семья". Но я не могу принять то, что приходится употреблять какое-то дополнительное слово, чтобы объяснить и так всем знакомое понятие семьи. У любого нормального человека в голове не укладывается, как ребенка могут воспитывать двое мужчины или две женщины. Я рад, что в России не только церковь, но и власть и общество имеет твердую позицию по этому поводу.

Вы часто бываете за пределами России и вас наверняка спрашивают о нашей стране. С какими мифами и кривотолками сталкиваетесь чаще всего?

- Многие думают, что настолько хорошо "знают" Россию, что спорить с ними бесполезно. Есть мнение, что Россия богатая страна, а я пытаюсь объяснить, что есть очень бедные люди. Говорю, как правило, знакомую всем фразу, что Москва это не Россия. У людей постарше остались воспоминания о Союзе и о гонениях церкви. Я могу с радостью сказать, что мы уже 20 лет живем в свободе, священников не сажают в тюрьму и не расстреливают. Все знают, что в России борются с коррупцией и одновременно она погрязла в этом явлении. Я объясняю по мере своей возможности, приглашаю всех в гости, чтобы люди своими глазами видели как живет эта страна.

В ноябре в Саратове пройдет конференция католических епископов. Насколько это событие значимо для нашего города?

- В России 4 католических епископа - в Москве, Саратове, Новосибирске, Иркутске. Мы собираемся по 2 раза в год на примерно то же самое, что в православном мире называется Синодом. Сейчас всех буду принимать я в Саратове. Кроме 3-х епископов приедет еще и апостольский нунций Ватикана. Мы будем обсуждать насущные проблемы римско-католической церкви в России 22 и 23 ноября. А 24 ноября как раз заканчивается тематический год веры, объявленный Папой Римским. В этот день мы будем совершать торжественную литургию в Марксе, где мы отметим 20-летие освещение храма. Для нас, католиков, это будет большой праздник, поэтому я позову Митрополита Лонгина и всех, кто сможет нас поздравить.

По материалам издания "Фокус города"



Среда, 04 Сентябрь 2013 15:08

Мы рабы или дети Его ?

И пришли Амаликитяне, и воевали с Израильтянами в Рефидиме. Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей (сильных), и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и (пошел) сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма. И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча (Исх 17,8-13).



Согласно широко распространенному мнению среди интеллектуалов и opinion leader (лидеров общественного мнения), религия является основным источником конфликтов и нетерпимости в мире, политическое влияние религии чрезвычайно разнообразно; иногда она вносит свой вклад в конфликт, но часто способствует демократии, примирению и миру. (...)



 Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам. И человек сей был отличный воин, но прокаженный. И пошел он, и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.



 Отец Дариуш Око

Современный мир вынужден отвечать на все новые вызовы и угрозы. Мы часто слышим о гендерной идеологии, маршах за «однополые союзы», о борьбе с гомофобией, об акциях феминисток. Польский священник Отец Дариуш Око*, который является доктором теологии, на страницах еженедельника Niedziela рассказал о смысле гендерной идеологии и ее опасности.



 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк 17,5-10).



Понедельник, 29 Июль 2013 15:00

«Эффект» Папы Франциска

 Крупнейшей группой иностранных паломников, которые прибыли на Всемирный день молодежи в этом году, были аргентинцы. Издание La Nacion сообщило о том, что более 42 тыс. молодых соотечественников Папы Франциска, воспользовавшись различными видами транспортных средств, добрались до Рио.



 В Украине начался прокат нового фильма ужасов под названием «Заклятие». Его промокампания содержит также информацию, что фильм основан на реальных фактах, и в нем действуют персонажи, созданные на основании реальных прототипов из «католических демонологов».



 о. Войцех ЛеманскиГлавными действующими лицами это статьи стали отец Войцех Лемански, 52-летний приходской священник из Ясеницы, расположенной недалеко от Варшавы, и епископ Генрик Хозер, 70-летний ординарий архиепархии Варшава-Прага (расположенной на востоке Варшавы), которые привлекли внимание всей Польши к себе, в то время как интерес должен быть сосредоточен на грядущей канонизации Иоанна Павла II.



 

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

Папа Франциск

Папа Франциск

Оставайтесь с нами

Последние новости

Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

«От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

Требуются волонтеры

Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

подробнее...

Календарь новостей

<< < Октябрь 2020 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

������.�������