Католицизм

Церковь есть дело спасительной любви Божией во Христе

Основанная Христом на камне, который есть Петр, Церковь - это народ Божий, мистическое Тело Христово, одушевленное Духом Святым. Она - общество исповедующих единую веру, принимающих одни и те же таинства, живущих в общении с Богом и всеми братьями в любви под пастырским водительством епископов и Папы. Церковь - единая, святая, католическая (вселенская) и апостольская (ср. Ин 10, 16; 17, 19; Еф 5, 25-27; 2, 20; Мф 28, 19; 16,18).

Церковь - Народ Божий
«Во всякое время и во всяком народе Богу угоден боящийся Его и действующий справедливо. Но Бог соблаговолил освящать и спасать людей не по отдельности, без взаимной связи; но Он постановил сделать их народом, который признавал бы Его в истине и служил Ему в святости. Поэтому Он избрал Себе народ Израилев, заключил с ним завет и наставлял его постепенно. (...) Все это было лишь предуготовлением и прообразом Нового и совершенного Завета, который должен был быть заключен во Христе. (...) Своей кровью Христос установил этот Новый Завет, призывая народ, из иудеев и язычников, слиться воедино не по плоти, но в Духе...»

Через смерть и Воскресение Христа совершилось Искупление и был установлен Новый Завет. Наш Господь мог бы Сам непосредственно передать благодать Искупления всему человеческому роду. Однако Он пожелал это сделать через посредничество видимой Церкви, которая бы собрала всех людей и сделала их соработниками в распределении плодов Искупления.

Все верующие во Христа призваны собраться в объединенное и организованное целое, чтобы образовать Святую Церковь, новый Народ Божий. Все "заново рожденные" в Крещении составляют род избранный, царственное священство, народ святой, народ, взятый Богом в собственный удел, народ Божий (ср. 1 Петр 2, 9).

Церковь - храм Духа Святого
«Что есть наш дух, то есть и наша душа для наших членов, то же есть и Дух Святой для членов Христовых, для Тела Христова, которое есть Церковь». «К делам Духа Христова как сокровенного начала следует отнести то, что все части тела связаны - как между собою, так и с их верховным Главою, ибо Он полностью обитает в Главе, полностью в Теле, полностью в каждом из членов». Дух Святой делает Церковь «храмом Бога живого» (2 Кор 6,16)

Церковь - единая
Церковь - единая по своему источнику: «Наивысший образец и начало этой тайны - единство в Троице Лиц единого Бога Отца и Сына в Духе Святом». Церковь - единая по своему Основателю: «Ибо воплотившийся Сын примирил Своим Крестом всех людей с Богом, восстанавливая единство всех в едином народе и едином теле». Церковь - единая по «душе» своей: «Дух Святой, обитающий в верующих, преисполняющий всю Церковь и управляющий ею, осуществляет это дивное общение верных и так тесно соединяет их во Христе, что Он и является началом единства Церкви». Следовательно, быть единой - это самое существо Церкви.

С самого начала, однако, эта единая Церковь предстает в великом многообразии, которое вытекает одновременно из разнообразия даров Божиих и из множественности лиц, которые их получают. В единстве народа Божия собирается многообразие народов и культур. Среди членов Церкви существует разнообразие даров, заданий, условий и образов жизни; «и в церковном общении законно существуют отдельные (партикулярные) Церкви, имеющие свои собственные предания». Великое богатство этого разнообразия не противоречит единству Церкви. Однако грех и бремя его последствий неустанно угрожают дару единства. Потому-то апостолу приходится призывать «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф 4, 3).

Каковы связи этого единства? «Более же всего любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3, 14). Но единство странствующей Церкви обеспечено также видимыми связями общения:

- исповеданием единой веры, полученной от апостолов;
- общим совершением богослужений, особенно таинств;
- апостольским преемством через таинство священства, которое сохраняет согласие семьи Божией.

«Единственная Церковь Христова (...) та, которую наш Спаситель по воскресении Своем поручил пасти Петру, и ему же и другим апостолам вверил ее распространение и управление (...). Эта Церковь, основанная и устроенная в мире как общество, пребывает в (subsistit in) Католической Церкви, управляемой Преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним».

Раны единства
На деле «в этой единой и единственной Церкви Божией появились уже с самого начала некоторые разделения, которые апостол строго порицает как заслуживающие осуждения; в течение последующих веков возникли более значительные разногласия, и немалые общины отделились от полноты общения Католической Церкви, иногда не без вины людей с одной и другой стороны». Разделения, которые ранят единство Тела Христова (мы различаем ересь, отступничество и раскол), не происходят без греха человеческого.

Тех, кто сегодня рождается в общинах, происшедших от таких разделений, и кто «живет верою во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь объемлет их братским уважением и любовью. (...) Оправданные верою, полученной при Крещении, объединенные с Христом, они по праву носят имя христиан, и сыны Католической Церкви справедливо признают их братьями в Господе».

Более того, вне зримых пределов Католической Церкви существуют «многие элементы освящения и истины»: «написанное слово Божие, жизнь благодати, вера, надежда и любовь, другие внутренние дары Духа Святого, а также и другие видимые проявления». Дух Христов использует эти Церкви и церковные общины как средства спасения, сила которых исходит из полноты благодати и истины, врученных Христом Католической Церкви. Все эти блага исходят от Христа и ведут к Нему, сами по себе призывая к «кафолическому (т.е. вселенскому)единству».

К единству
«Христос от начала дал Своей Церкви единство. Мы верим, что оно неотъемлемо существует в Католической Церкви, и надеемся, что оно будет возрастать изо дня в день до скончания века». Христос всегда дает Своей Церкви дар единства, но Церковь всегда должна молиться и трудиться, чтобы сохранять, укреплять и совершенствовать единство, которого Христос хочет для нее. Вот почему Иисус Сам молился в час страстей и не перестает молиться Отцу о единстве Своих учеников: «...да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17, 21). Желание вновь обрести единство всех христиан есть дар Христов и призыв Духа Святого.

Забота об осуществлении единства «лежит на всей Церкви, как на верующих, так и на пастырях». Но нужно также сознавать, что «этот священный план примирения всех христиан в единстве одной и единой Церкви Христовой превышает человеческие силы и способности». Поэтому мы возлагаем все наши надежды «на молитву Христа о Церкви, на любовь Отца к нам и на силу Духа Святого».

Церковь - Святая
«Церковь (...) в глазах веры непреложно свята. Ибо Христос, Сын Божий, прославляемый с Отцом и Духом, «Един Свят», возлюбил Церковь как невесту Свою, предал Себя за нее, чтобы освятить ее, присоединил ее к Себе как Тело Свое и преисполнил ее даром Духа Святого во славу Божию». Таким образом, Церковь - это «святой народ Божий», и члены ее зовутся «святыми».

Церковь, объединяющая со Христом, освящена Им; Им и в Нем она становится также освящающей. «Все дела Церкви как к цели своей устремлены к освящению людей во Христе и прославлению Бога во Христе». В Церкви хранится «полнота средств спасения». В ней же мы «по благодати Божией обретаем святость».

«Тогда как Христос „святой, непричастный злу, непорочный", не знавший греха, пришел только для „умилостивления за грехи народа", Церковь, содержащая в лоне своем грешников, одновременно и святая и всегда нуждающаяся в очищении, неустанно следует путем покаяния и обновления». Все члены Церкви, включая ее духовенство, должны признавать себя грешниками. Во всех благое зерно Евангелия смешано с плевелами греха до конца времен. Таким образом, Церковь собирает грешников, объятых спасением Христовым, но вечно на пути освящения.

Канонизируя некоторых верующих, то есть торжественно провозглашая, что эти верующие героически держались пути добродетели и жили в верности благодати Божией, Церковь признает силу Духа святости, который обитает в ней, и поддерживает чаяния верующих, давая им святых как заступников и пример для подражания.

Церковь - Вселенская
Слово «вселенский» (католический, кафолический) значит универсальный в смысле «всеобъемлющий» или «всецелый». Церковь является вселенской в двух смыслах: Она - вселенская, потому что в ней присутствует Христос. «Там, где есть Христос Иисус, есть и вселенская Церковь». В ней существует полнота Тела Христова, соединенного со своим Главой. В этом фундаментальном смысле Церковь была вселенской в день Пятидесятницы и пребудет таковою вплоть до второго пришествия.

Она - вселенская, поскольку послана Христом совокупности человеческого рода:
«Все люди призваны участвовать в Народе Божием. Потому народ этот, остающийся единым и единственным, предназначен распространяться по всей вселенной в продолжение всех веков, чтобы исполнилось предустановление воли Бога, Который изначально сотворил человеческое естество единым и определил рассеянных детей Своих в конце собрать воедино. (...) Этот вселенский характер, украшающий Народ Божий, есть дар Самого Господа, и благодаря этому дару вселенская Церковь стремится действенно и постоянно к соединению всего человечества со всеми его благами под Главою Христа в единстве Его Духа».

Каждая отдельная Церковь «вселенская»
«Церковь Христова воистину присутствует во всех законных местных собраниях верующих, которые, в единении со своими пастырями, в Новом Завете называются Церквами. (...) В них проповедью Евангелия верующие собираются и совершается тайна Вечери Господней (...). В этих общинах, как бы малы и бедны или же рассеяны по свету они зачастую ни были, присутствует Христос, силою Которого устанавливается единая, Святая, Вселенская и Апостольская Церковь».

Под отдельной Церковью, то есть, в первую очередь, диоцезом (или епархией), разумеется община верующих христиан, пребывающая в общении веры и таинств со своим епископом, рукоположенным по преемству апостольскому. Эти отдельные Церкви «созданы по образу Вселенской Церкви», и в них и из них «состоит единая и единственная Вселенская Церковь».

Отдельные Церкви - полностью вселенские через общение с одной из них: Римской Церковью, «которая первенствует в любви».

Кто принадлежит к Вселенской Церкви?
«К вселенскому единству народа Божия (...) призваны все люди; к нему по-разному принадлежат или предназначены и верные католики, и другие верующие во Христа, и, наконец, все люди без различия, призванные благодатью Божиею ко спасению».

«Полностью включаются в общество Церкви те, кто, имея Духа Христова, принимают целиком ее строй и все средства спасения, в ней установленные, и соединены, в видимом организме Церкви, благодаря узам исповедания веры, таинств, церковного управления и общения, со Христом, Который управляет ею через Верховного Первосвященника и епископов. Однако даже тот, кто состоит в Церкви, не спасается, если, не пребывая в любви, остается в Церкви „телом", а не „сердцем"».

«С теми, кто крещен и носит прекрасное имя христиан, но не исповедует веру в ее целости или не хранит единства общения с преемником Петра, Церковь осознает себя связанной по многим причинам». «Те, кто верует во Христа и принял действительное крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью». С Православными Церквами это общение так глубоко, «что малого недостает, чтобы оно достигло полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней».

Церковь и нехристиане
«Наконец, те, кто не принял еще Евангелия, предназначены к народу Божиему различными путями».

Отношения Церкви с еврейским Народом. Церковь, Божий народ в Новом Завете, исследуя свою собственную тайну, открывает свою связь с еврейским Народом, «первым, к кому обращены были слова Господа». В отличие от других нехристианских религий, иудейская вера уже представляет собою ответ на Богооткровение в Ветхом Завете. Еврейскому Народу «принадлежат усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти» (Рим 9, 4-5), ибо «дары и призвание Божие непреложны» (Рим 11, 29).

С другой стороны, глядя в будущее, мы видим, что Народ Божий Ветхого Завета и новый Народ Божий устремлены к сходным целям: к чаянию пришествия (или возвращения) Мессии. Но с одной стороны чают второго пришествия Мессии, умершего и воскресшего, признанного Господом и Сыном Божиим, с другой - пришествия Мессии, черты которого остаются сокрытыми, в конце времен это ожидание сопровождается драмой незнания или непризнания Христа Иисуса.

Отношения Церкви с мусульманами. «Спасительный замысел также объемлет тех, кто признает Творца, среди них в первую очередь мусульман, которые, исповедуя веру Авраамову, с нами поклоняются единому и милосердному Богу, Который будет судить людей в последний день».

Связь Церкви с нехристианскими религиями - это, прежде всего, связь начала и конца, общих для всего рода человеческого:

«Ибо все народы составляют одну семью; они одного происхождения, так как Бог поселил весь человеческий род на всей земле; у них также одна конечная цель - Бог, провидение Которого, свидетельства доброты и замысел спасения распространяются на всех, доколе не соберутся избранные во святом граде».

Церковь признает в других религиях поиски - «через тени и образы» - Бога неведомого, но близкого, раз это Он дает всем жизнь, дыхание и все и хочет спасения всех людей. Таким образом, Церковь считает все то, что можно найти доброго и истинного в этих религиях, «подготовкой к Евангелию и даром Того, Кто просвещает всякого человека, чтобы он в конце концов имел жизнь».

Но в своем религиозном поведении люди проявляют также ограниченность и ошибки, искажающие в них образ Божий:

«Часто обманутые лукавым, люди заблуждались в своих рассуждениях и заменяли истину Божию ложью, служа твари и предпочитая ее Творцу, или, без Бога живя и умирая в этом мире, подвержены крайнему отчаянию».

Чтобы вновь соединить всех Своих детей, которых грех рассеял и ввел в заблуждение. Отец постановил созвать все человечество в Церковь Сына Своего. Церковь - то место, где человечество должно вновь обрести единство и спасение.

«Нет спасения вне Церкви»
Как надо понимать это утверждение, часто повторяемое отцами Церкви? Сформулированное позитивно, оно означает, что спасение целиком исходит от Христа-главы через Церковь, Тело Его.

Это утверждение не относится к тем, кто не по своей вине не знает Христа и Его Церковь: «А кто без вины своей, не знает Евангелия Христова и Его Церкви, но все же ищет Бога искренним сердцем и под воздействием Его благодати стремится исполнять своими делами Его волю, которую познает благодаря голосу совести, те могут наследовать вечное спасение».

«Итак, хотя людей, не по своей вине не знающих Евангелия, Бог может путями, которые Ему одному известны, вести к вере, без которой „Богу угодить невозможно" (Евр 11, 6), однако на Церкви лежит обязанность и одновременно священное право проповедовать Евангелие» всем людям.

Церковь - Апостольская
Церковь - Апостольская, потому что она основана на апостолах, притом в тройном значении:

- она созидалась и созидается «на основании апостолов» (Еф 2, 20; Откр 21, 14), свидетелей, избранных и посланных наисполнение миссии Самим Христом;

- при помощи Духа, обитающего в ней, она хранит и передает учение, святой залог, здравые слова, услышанные от апостолов;

- она по-прежнему, вплоть до возвращения Христа, поучаема, освящаема и управляема апостолами благодаря тем, кто «наследовал им в их пастырском служении, - епископскому чину, которому помогают священники в единении с преемником Петра, верховным пастырем Церкви».

Церковь - единая, Святая, Вселенская и Апостольская в своем глубочайшем и высочайшем облике, потому что в ней уже существует и исполнится в конце времен «Царство Небесное», «Царство Божие», явившееся в Лице Христа и таинственно возрастающее в сердцах тех, кто с Ним соединен, вплоть до его окончательного эсхатологического явления. Тогда все люди, искупленные Им, Им соделанные «святыми и непорочными пред Ним [Богом] в любви», будут собраны как единый народ Божий, «невеста Агнца» (Откр 21, 9), «великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» и который «имеет славу Божию» (Откр 21, 10-11); и «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» (Откр 21, 14).

 

ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

Папа Франциск

Папа Франциск

Оставайтесь с нами

Календарь новостей

<< < Ноябрь 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

������.�������