Итоги первой недели Синода Епископов

епископыСамоевангелизация, предостережения перед "страхом" провозглашать и свидетельствовать о христианской вере в современном мире, сообщества и движения как знаки новой евангелизации, перспективы новой евангелизации на отдельных континентах, евангелизационный кризис Церкви, роль женщин, прихода, СМИ и священников в деле евангелизации - эти темы чаще всего были затронуты во время первой недели ХIII Генеральной ассамблеи Синода Епископов.

Напомним, Синод епископов проходит с 7 по 28 октября в Ватикане на тему "Новая евангелизация для передачи христианской веры". Участники Синода встречались на общих конгрегациях, а также в малых группах.

Открывая заседание, Папа Бенедикт XVI отметил: "Христианская вера требует запала, огня, она должна остерегаться "тления", что дискредитирует христианство". "Быть "тепленьким" значит быть наибольшей угрозой для современного христианства - огонь есть свет, тепло, что является изменяющей силою", - говорил Папа. Он напомнил, что человеческая культура начинается с момента открытия человеком огня, который уничтожает, но в дальнейшем все меняет, восстанавливает и творит нового человека, который становится Божьим светом.

Самоевангелизация

Основой новой евангелизации многие участники Синода Епископов считают самоевангелизацию. "В том, что вера каждый раз более слабеет, следует винить не только других, но прежде всего самих себя", - говорил польский Архиепископ Юзеф Михалик. По его мнению, "послание веры не интересует и не привлекает" других, потому что и не захватывает нас самих, поскольку мы уже не провозглашаем Христа в наших семьях и на улицах городов. Ограничения к тому, чтобы просто жалеть по поводу этой ситуации "было бы бесполезным", - считает глава польского епископата. Необходимо представить видение обращения, что является "первой задачей и главным условием новой евангелизации".

Похожего мнения придерживается кардинал Тимоти Долан, архиепископ Нью-Йорка, который подчеркнул, что "новая евангелизация напоминает нам о том, что ее деятели должны прежде евангелизировать самих себя". Именно поэтому американский иерарх утверждает, что важнейшим таинством новой евангелизации есть таинство Исповеди, которое "евангелизирует евангелизатора, потому что приносит нам сакраментальный контакт с Иисусом, который призывает нас к обращению сердец и вдохновляет нас на то, чтобы ответить на Его призыв к покаянию".

Также для кардинала Андре Вен-Труа, архиепископа Парижа, новая евангелизация всегда делает упор прежде всего на самоевангелизации. "Для этого собственное свидетельство является столь же необходимым, как" педагогика культуры ", - говорил он. По мнению французского кардинала, особый вклад следует делать в основательную подготовку священников и мирян. "Они должны уметь показывать, что признание христианской веры не противоречит человеческой культуре", - отметил Архиепископ столицы Франции.

Отвага провозглашать веру

Многих участников Синода предостерегали перед "смущением", "страхом", "опаской" в провозглашении и свидетельствовании христианской веры в современном мире. "Христиане должны преодолеть синдром смущения, когда провозглашают "простое, правдивое и очевидное сокровище дружбы с Иисусом ", - говорил кардинал Дональд Вюрл из Вашингтона. В речи, произнесенной на латыни, главный координатор нынешнего собрания указал, что христиане провозглашают не "информацию о Боге, а скорее самого Бога", который стал человеком. Они это делают в обществе, в котором существует "интеллектуальное и идеологическое отделение Христа от Его Церкви", "барьеры индивидуализма", которые отменяют ответственность человека по отношению к ближним, рационализм, который рассматривает религию лишь как "частное дело", а также "радикальный спад практикующей веры" среди крещеных.

Кардинал выделил три основы евангелизации:

Антропологическую, которая заключается в том, что каждый человек является созданным по образу и подобию Бога и имеет в себе естественное стремление к общности с тем, что трансцендентное.

Христологическую, которая исходит из того, что Христос, не является социологическим творением или богословской иллюзией.

Экклезиологическая основа заключается в том, что Христово спасение несется внутрь Церкви и самой Церковью.

Кардинал Вюрл указал также на четыре качества, которыми должен обладать современный евангелизатор: "мирная отвага" св. Максимилиана Кольбе и бл. Терезы Калькуттской; общность с Церковью и ее пастырями; радостное провозглашение Божьего послания, ощущение экстренности миссии, "нет времени, чтобы тратить …".

О "боязливости" Церкви по отношению к тем лицам, которые враждебно относятся к ней, говорил также кардинал Кристоф Шенборн. В свою очередь декан Коллегии кардиналов кардинал Анджело Содано, призвал проводить новую евангелизацию с "отвагой и оптимизмом". "В новой евангелизации не говориться только о лозунге или новой технике, которую применяют в борьбе с безграмотностью или при ознакомлении с новыми средствами коммуникации. Более того, Церковь должна стать перед актуальными вызовами и трудностями, преодолеть свой скептицизм и с Божьей поддержкой выстроить сокровище "старого" и "нового". В то же время Церковь должна выполнять задачи новой евангелизации с большей покорностью ", - говорил кардинал Содано.

Сообщества и движения как знак новой евангелизации

Одним из лучших "знаков новой евангелизации" участники Синода признали церковные движения и сообщества (например, "Общение и Освобождение", "Opus Dei" и "Неокатехуменальный путь"). Говоря об этом, кардинал Вюрл призвал всех "полностью задействовать свою энергию и деятельность в жизни всей Церкви".

Также о признании заслуг, церковных движений и сообществ говорили кардиналы Станислав Рылко и Петер Эрде. "Эти группы с их миссионерской динамикой являются настоящим Божьим даром. Жаль, что новые сообщества и движения не находят внутри Церкви надлежащего им уважения и признания. Движения требуют душепопечения епископов и священников, поскольку эти движения являются ценным даром. И их не следует рассматривать как проблему, а следует больше интегрировать с душепопечительской работой ", - отметил глава Папского совета по делам мирян.

В свою очередь кардинал Эрде, глава Совета конференции епископов Европы, обратил внимание на то, что церковные движения есть истинным благословением для Церкви. Однако они должны противостоять "постмодернистским соблазнам самодовольствования собственными чувствами и представлениями".

Евангелизация на континентах

Во время первой недели заседаний участники представили широкую панораму условий новой евангелизации на отдельных континентах. Ситуацию в Африке охарактеризовал кардинал Поликарп Пенго из Танзании. Хотя евангелизация Черного континента восходит еще к апостольским временам, основная его часть смогла услышать Благую Весть сравнительно недавно. По этой причине провести четкую грань между "старой" и новой евангелизацией здесь невозможно. Кроме того, процессы глобализации не обошли стороной и Африку. Но есть здесь и свои специфические проблемы: межплеменные конфликты, коррупция, насилие в отношении женщин и детей.

Большую опасность представляет и набирает силу исламский фундаментализм.

Еще одна проблема связана с эмиграцией в поисках лучших материальных условий жизни наиболее образованных африканцев, которые теоретически могли бы внести существенный вклад в евангелизацию своей родины.

От имени Америки выступил глава Совета епископата Латинской Америки (CELAM) Архиепископ Карлос Агьяр Ретес из Мексики. Он также признал, что идентичность многих местных католиков ослабла, а потому требует дополнительной формации.

Представителем самого густонаселенного на Земле континента – Азии - на трибуне Синода стал Архиепископ Бомбея (Индия), кардинал Освальд Грасиас. Сейчас в Азии проживает 60% населения земного шара, причем половина из них - в Индии и Китае. Однако только 3% являются здесь исповедниками Христа. В целом азиаты чувствительны к духовной жизни, однако секуляризация и материализм, нападки на семью и жизнь дают о себе знать и здесь. Поэтому большое значение имеют церковные движения, которые умеют работать с семьями. Кардинал также отметил эскалацию насилия на религиозной почве во многих местах Азиатского континента, жертвами которого, впрочем, становятся не только христиане.

Весьма противоречивую ситуацию в Австралии и Океании представил Архиепископ Джон Эчерли Дью из Новой Зеландии. Многочисленные, но, порой, малонаселенные острова, образующие Океанию, разбросаны по территории, которая составляет 1/3 земной поверхности, а потому для евангелизации здесь очень нужны новые технологии. Необходимо, кроме того, учесть большой приток сюда эмигрантов из Азии и других континентов.

Говоря о ситуации на Ближнем Востоке, халдейский епископ-помощник Багдада Шлемон Вардуни обратил внимание на то, что способы евангелизации зависят преимущественно от контекста жизни. Он отметил, что есть много мест, в которых нельзя открыто проповедовать Христа. "В мусульманских странах невозможно говорить о евангелизации, поскольку последователи ислама убеждены, что стать христианином невозможно", - отметил иерарх из Ирака.

В контексте диалога с другими религиями важным было выступление кардинала Жан-Луи Торана, главы Папского Совета по межрелигиозному диалогу, по мнению которого христиане сегодня вынуждены выступать перед тремя вызовами. Первым является вызов идентичности: кем является мой Бог? А моя жизнь соответствует моим убеждениям? Вторым является вызов инакомыслие, когда "тот, кто практикует другую религию, не обязательно является врагом, а скорее паломником истины". Третий вызов – плюрализм, который проистекает из того, что "Бог действует в каждом человеке таким способом, который известен только Ему".

Евангелизационный кризис

Много внимания было посвящено евангелизационному кризису. По мнению кардинала Зенона Грохолевского, префекта Конгрегации католического образования, евангелизационный кризис Церкви происходит из ухудшения эффективности передачи веры в катехизации и в католических учебных заведениях. Польский кардинал указал на три причины: построение богословия только на основе обучения и знания, а не на контакте с Господом Богом; богословы слишком мало ссылаются на учение Церкви; а также гордость и ее союзник эгоизм.

В свою очередь Мелькитский Патриарх Антиохии Григорий III (Лахам) указал на необходимость прочесть современным языком догмы и тайны христианской веры. Он обратил внимание на то, что христиане на Ближнем Востоке составляют маленькое стадо, как по отношению к исламу, так и учитывая спад религиозных практик. Он отметил, что ислам и иудаизм имеют очень простое исповедание веры, в то время как, "наша красивая христианская вера является слишком сложной: когда речь идет о терминах, их сущности и пояснении".

"Мы погружены в большое количестве догм и тайн: Святая Троица, Воплощение, Искупление, Таинства. Необходимо отчитывать догмы в форме, приспособленной к повседневной жизни, человеческих стремлений, добра и процветания и ежедневной реальности наших верных ", - сказал Мелькитский иерарх.

Епископ Брайан Джозеф Данн из Канады поставил вопрос, который звучит довольно драматично: "Как евангелизировать тех, кто был обижен сексуальными злоупотреблениями священников?". Иисус активно слушал рассказы людей, лишенных надежды и вел их к открытию заново своего присутствия. Вглядываясь в этот пример Иисуса, новая евангелизация должна поднять проблемы кризиса, вызванного злоупотреблениями священников. Иерарх указал на четыре пути. Первый - развитие служения слушания раненых людей, второй - глубинное понимание причин кризиса, третий - развитие духовности общности, четвертый - тесное сотрудничество мирян и представителей духовенства, в том числе предание женщинам большей ответственности в Церкви.

Чувствительность к убогим

Важный акцент сделан на присутствии в деятельности новой евангелизации бедных и тех, кем пренебрегает общество. Архиепископ Сократ Виллегас из Филиппин подверг критике "стиль жизни с полным животом", которому не хватает солидарности с убогими. Епископ Гервасий Розарио из Бангладеш призвал к тому, чтобы в процессе новой евангелизации выражать особую чувствительность к убогим.

"Перед лицом материализма и потребительства проводники Церкви должны быть также духовными наставниками", - напомнил иерарх. В таком же духе выступил архиепископ Манилы Луи Антонио Гоким Тагле, который отметил, что "Церковь должна учиться повиновению у Иисуса". "Она была призвана наследовать Его в уважении к каждому человеку: Он защищал достоинство всех, а особенно отверженных и униженных миром. Церковь должна заново открывать силу молчания, и перед лицом боли, сомнений или неуверенности людей не может делать то, что предлагает простые решения", - отметил иерарх из Филиппин.

Женщины и евангелизация

Синодальные отцы обсудили ряд тем, среди которых была и роль женщины в Церкви. Архиепископ Брюсселя Андре Леонард обратил внимание на то, что женщины составляют большую часть последователей Христа в мире, но многие из них чувствуют себя дискриминированными. Было подчеркнуто, что Церковь не уделяет женщинам рукоположение в священники не потому, что они менее способны или менее достойные, а с учетом воли Христа и традиции Церкви.

Кроме того, участники Синода напомнили о важности новой евангелизации в контексте экологии, так как целью первой является уважение ко всякому творению. Также было подчеркнуто, что христианская вера не находится в противоречии с разумом. Синодальные отцы убеждены: дело не в том, чтобы заставить мир войти в Церковь таким, какой он есть, но сделать Церковь способной принять мир таким, каким он есть.

Приход в новой евангелизации

Много времени было посвящено роли прихода, душепопечения молодежи и супругов в новой евангелизации. На значение прихода в этом деле, а также включения в нее мирян среди других обратил внимание архиепископ итальянской епархии Кьети-Васто, а также известный богослов Бруно Форте. Он отметил, что новая евангелизация должна быть направлена особенно к молодежи. Несмотря на то, что многие из них отошли от Бога, от практикования своей веры, нельзя не наблюдать, что их сердца жаждут Бога. Их нужно выслушать, говорить им о Боге, принять, уважая их стремление к свободе. В этом контексте он указал на роль семьи и драматическую ситуацию детей разведенных лиц, которые живут с новыми супругами. Они часто являются исключенными из сакраментальной жизни, поскольку их родители не принимают в нем участие. На значение прихода в новой евангелизации обратил внимание епископ Джозеф Ву Дуй Тонг из Вьетнама. Он отметил, что на его родине, учитывая политические ограничения, приход является единственным местом, где люди могут встретиться с религиозной целью.

О важности прихода, который является широкой общественностью Церкви, однако который никогда не может и не должен полноценно заменить семью, которая принимает и развивает новую жизнь во Христе, говорил глава УГКЦ Блаженнейший Святослав Шевчук. "Во времена коммунистических репрессий, вера в украинской Церкви лелеялась и передавалась в семье, настоящей "домашней церкви". Здесь, в этой первичной клеточке общества, непрерывно передавалась вера, изучались ее правды, рискуя потерей личной свободы, а также и жизни", - отметил иерарх. По мнению Главы УГКЦ, задачей Церкви является помощь и воспитании семьи для выполнения своих первостепенных обязанностей относительно религиозного воспитания и передачи веры.

СМИ о евангелизации

Во многих случаях часто критикуют искаженное представление о христианской вере и Католической Церкви в средствах массовой информации.

"Часто они представляют содержание веры и церковную реальность клеветническим способом", - сказал кардинал Петер Эрде. Отец Роберт Превост, генеральный настоятель ордена августинцев, отметил, что религиозная фантазия современного человека формируется средствами массовой информации, особенно телевидением и кино. "Западные СМИ являются очень эффективными в развитии симпатии аудитории относительно верований и практик, противоречащих Евангелию", - сказал он. Это приводит, к тому, что люди, которые слышат христианское послание, воспринимают его как жестокое в сравнении с гуманизмом антихристианских предложений. Люди, которые осуществляют новую евангелизацию, должны намного больше осознавать те вызовы, которыми являются современные СМИ, отметил кардинал. Отцы Церкви имели успех в евангелизации потому, что прекрасно понимали основы социальной коммуникации в мире, в котором они жили.

Положительные отличия

Среди многих критических анализов и оценок многие участники Синода отмечали положительный опыт евангелизации. Хотя в культуре и присутствует секуляризация, материализм и индивидуализм, в ней есть и позитивные сигналы, которые подает молодежь, дети и их родители, сказал кардинал Вюрл. Следовательно семьи являются "местом-моделью новой евангелизации", "первым основополагающим элементом сообщества", хотя в современном обществе их недооценивают и высмеивают, добавил иерарх. Он также отметил, что "новая евангелизация не является программой". Речь идет о "новом способе мышления, восприятия и действия". Такое провозглашение должно быть подтверждено жизнью, потому что евангелизация - это жертвование опыта любви Иисуса, а не "философский тезис о поведении".

Пример мужественного провозглашения веры привел в своем докладе кардинал Джон Тонг Хон из Гонконга, где многие семьи живут в страхе перед коммунистическим режимом после того, как в 1997 году британская колония вновь оказалась под властью Народной Республики Китай. Кардинал Тонг Хон вспомнил историю пастора одного из сельских приходов в северном Китае, который рассказал ему о своем опыте евангелизации. "После многих молитв священник разделил верующих на две группы и назначил им разные задачи. Новокрещенных попросил, чтобы они привели своих неверующих друзей и родственников на катехизацию, а тем, кто принадлежал к Церкви уже давно, рекомендовал катехизировать обращенных. При катехизации священник горячо молился в церкви. Через некоторое время случилось так, что в приходе ежегодно крестились более тысячи человек ", - сказал отставной епископ Гонконга.

На весьма положительную реакции относительно провозглашенной два года назад постсинодальной Апостольской адгортации Бенедикта XVI Verbum Domini отметил кардинал Марк Уэлле префект Конгрегации по делам епископов. По его словам, она способствовала росту интереса к Священному Писанию среди мирян. В обширном докладе о восприятии этого документа в мире он указал на растущий энтузиазм среди верующих к Библии, особенно к Lectio Divina, то есть чтения и обсуждения Священного Писания в домах, сообществах и приходах. Еще одним положительным событием является возрождение Библии в приходах и инициативы по популяризации Библии в различных сферах, например, организованы Недели и даже Годы Библии в местных церквях или непрерывное чтение Священного Писания в различных кругах и местах.

Гости Синода

Во время первой недели заседания Синода выступали также гости из других христианских Церквей.

Впервые в истории глава Англиканской Церкви и почетный лидер мировой англиканской общины архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс выступал в Ватикане на форуме Синода Епископов. Он обратил внимание на глубокую связь между контемпляцией и делом евангелизации

Архиепископ Уильямс подчеркнул, что "контемпляция является единственным ответом на наш нереальный и безумный мир ... Научиться ей означает научиться тому, в чем мы нуждаемся для того, чтобы жить согласно истине, честности и в любви. Этот вопрос глубоко революционный ", - отметил он.

По мнению примаса Англиканской Церкви, евангелизация должна иметь экуменическое измерение. "Чем больше мы как христиане разных конфессий отдалены друг от друга, тем менее убедительным для современности покажется лицо обновленного человечества". Архиепископ Уильямс отметил, что правдивая евангелизация требует ре-евангелизации самих себя, как христиан, а также открытия того, чем наша вера отличается и почему она способна изменять.

Гость Синода евангелистский епископ Симо Пеура из Финляндии указал на необходимость воплощения в жизнь катехитической программы, которая бы передавала важные элементы веры. "Перед лицом такой проблемы 500 лет назад Мартин Лютер предложил свой малый катехизис, который можно легко выучить наизусть", - рассказал епископ. В свою очередь глава American Bible Society Ламар Вест отметил общую основу для всех христиан, которой является Слово Божие.

"Несмотря на все изменения в мире, Библия продолжает давать надежду", - отметил американский протестант.

По материалам "Католического обозревателя"

Комментировать:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Христианская психология

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    28-04-2015

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    Чистота добрачных отношений – залог хорошей семьи. Добрачная чистота помогает формированию и сохранению хороших отношений с родителями будущего супруга. Воздержание от сексуальной близости делает людей более свободными по отношению к самому периоду помолвки — позволяет проще прекратить отношения с человеком, если поймешь, что «это не твое».

    Подробнее

    Как правильно наказывать детей?

    12-03-2015

    Как правильно наказывать детей?

    Цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

    Подробнее

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������