Russia Cristiana: кризис как испытание и как надежда

Милан19-20 октября  в Милане прошла первая часть ежегодной международной встречи, организованной обществом «Russia Cristiana». Тема встречи в этом году: «Восток – Запад: кризис как испытание и как надежда. На перекрёстке между отрицанием и новым открытием человеческого «я»». Вторая часть состоится в Москве 18 – 20 ноября этого года.

Новизной нынешней встречи стало то, что в отличие от последних лет, работа проходила не в Сериате, –  небольшом городе в Ломбардии, – а в Милане. Свои двери гостеприимно открыли Государственный Университет (Università degli Studi) и Католический Университет Милана.

Во вступительном слове г-жа Джованна Паравичини, на протяжении многих лет – атташе по культура Апостольской Нунциатуры в России, сказала о неслучайности и важности двучастной (Милан – Москва) структуры встречи в этом году как о попытке двустороннего плюрального взгляда на кризис. Были зачитаны приветствия от Архиепископа Павла Пецци и от Митрополита Филарета, Экзарха Православной Церкви в Беларуси, которые прислали сердечные слова поддержки. Дж. Паравичини поблагодарила оба миланских Университета и спонсоров конференции: банки «Credito Bergamasco», «UBI Banca» и «Banca Intesa Sanpaolo».

Во вступительном докладе профессор из Флоренции Серджо Дживоне сказал о том, что нигилизм, согласно его концепции, берёт начало в письме немецкого философа Якоби своему учителю, великому философу Фихте. Это первое использование слова «нигилизм» в истории. Якоби развивает философию «я», как центра всего сущего, и связанного с этим, по его выражению, «geistlige Terrorismus». Это «я» не отражает никого, кроме себя, оно абсолютно замкнуто, что исключает всякую возможность эмпатии и милосердия. Эта замкнутость на себе порождает эстетизм. Эстетизм как идеология имморальной не-любящей красоты. В этом смысле 11 сентября 2001 г. – это акт, в котором соединены нигилизм, терроризм и эстетизм.

Профессор Ди Мартино из Милана сделал доклад о том, что кризис имеет корень не экономический, но философский и культурный. Мы все бессознательно релятивисты и нигилисты, мы вдыхаем это из воздуха. Релятивизм – натуралистическая редукция «я», переживание «я» исключительно в горизонтальном измерении. Это сведение «я» к интеллекту, а интеллекта – к мозговой деятельности.

Арсений Рогинский из московского общества «Мемориал» сравнил протестное движение последних лет с прежним, бывшим в советское время. Он обозначил основные принципы диссидентского движения: 1. ненасилие; 2. легальность; надо жить под своим именем; 3. понимание ценности права; право как язык разговора с властью; 4. символический характер диссидентского поступка; этот  поступок не приносит физических «результатов», он символичен, а не прагматичен.

Советский диссидент был связан с культурой и искусством. Его противостояние не было конфликтом с властью, оно было вызвано желанием творчества и запретом этого творчества. Диссиденты представляли собой модель гражданского общества. Возникло ли это общество в России? Сейчас оно вышло на площадь. Соотношение между старым и новым диссидентством это соотношение «модель – реализация модели».

Тема современного диссидентства была продолжена в докладе выдающегося поэта и эссеиста Ольги Седаковой, которая говорила о карнавальной, игровой, смеховой, освобождающей природе этих протестных движений.

Профессор Дж. Лами из Милана говорила в своём докладе о расширении на сегодняшний день и перспективах расширения на будущее ЕС в Восточной Европе.

Доклад Марио Мауро, депутата Европарламента, прочитанный Адриано Делль’Астой по причине отсутствия докладчика, продолжил тему отношений ЕС и постсоветской Европы. «Россия продолжает быть одним из наиболее важных партнёров ЕС», отмечается в этом докладе. «Экономические связи между ЕС и Россией существенно возросли в последние годы. Россия также – государство фундаментального значения для геополитических балансов между западным миром и миром восточным».

Во второй день работы профессор Делль’Аста из Итальянского института культуры в Москве сказал в своём выступлении, что актуальность концепции личности, характеризующей русскую мысль XX в., находится в опыте, говорящем, что человек не сводим ни к чему меньшему, чем он; человек не подлежит редукции. Он ценен не каким-то своим достоинством, ни суммой всех достоинств, но именно тем, что он – личность. Человек бесконечно больше того, чем он обладает или может создать и, стало быть, того, что у него можно отнять. Здесь – основа противостояния человека насилию тоталитаризма.

Руководитель общества «Russia Cristiana» священник Романо Скальфи обрисовал историю и основные принципы самиздата советских лет. Идеология создавала мир фикций, она лгала и клеветала, самиздат же был попыткой говорить правду и жить в правде. Жизнь в правде, – по словам Вацлава Гавела, – переносит человека на твёрдую почву собственной идентичности.

Профессор Харьковского Госуниверситета Александр Филоненко говорил о феномене святости сегодня. Свидетельство святых осуществляется в «пост-атеистическом» мире, где государство не ведёт больше войну с Церковью, но общество поражено глубокими конфликтами. В этой ситуации с одной стороны большое духовное значение имеет почитание не столь давно канонизированного сонма новомучеников. С другой, если говорить именно о современной святости, следует помнить о добром пастыре и великом проповеднике Митрополите Антонии Сурожском, который представляется А. Филоненко образом святости в современном мире. «Святые это те, через кого возможно увидеть сияние Божественной Славы. В их сиянии… сам Христос встречается с человеческой природой».

Сергей Чапнин, главный редактор «Журнала Московской Патриархии», сделал доклад о пространстве свободы мнений и слова в Церкви. Быстрый рост церковной публицистики, появление новых авторов, вызывает необходимость более глубокого диалога в Православной Церкви. К сожалению, ныне в РПЦ почти не существуют «места», в которых можно было бы свободно обменяться мнениями, нет механизмов проведения конструктивных дискуссий. Пожалуй, лишь online существует несколько подобных центров.

Татьяна Краснова, доцент журфака МГУ, сказала о новых структурах взаимопомощи в России. Возникают каритативные организации, отвечающие на боль людей, пострадавших в пожарах 2010 г., тяжелобольных людей и т.д. В них участвуют и звёзды театра и живописи, и обычные люди, и фирмы. В этой деятельности вновь вскрывается христианский смысл милосердия. Оперативным инструментом этих движений является Интернет.

Писатель и журналист Александр Архангельский в докладе сказал о протестном движении после декабрьских выборов. Докладчик, среди прочего, подчеркнул, что движение протеста не было революционным, демонстранты очевидным образом не стремились к смене режима.

Итак, теперь в ноябре в Москве состоится вторая половина конференции: 18 ноября в Музее современной истории, 19-го в культурном центре «Покровские Ворота» и 20-го в Московском Государственном Университете. Приглашаем!            

По материалам пресс-службы Архиепархии Божией Матери в Москве

Комментировать:

    Все новости по теме:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Христианская психология

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    28-04-2015

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    Чистота добрачных отношений – залог хорошей семьи. Добрачная чистота помогает формированию и сохранению хороших отношений с родителями будущего супруга. Воздержание от сексуальной близости делает людей более свободными по отношению к самому периоду помолвки — позволяет проще прекратить отношения с человеком, если поймешь, что «это не твое».

    Подробнее

    Как правильно наказывать детей?

    12-03-2015

    Как правильно наказывать детей?

    Цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

    Подробнее

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������