Материалы

У каждого есть ангел

"Истина и Жизнь" - Главы из книги о. Ансельма Грюна OSB

Ансельм Грюн известен в России главным образом как автор книги "Раздирание" (М., 2003), где он анализирует причины внутреннего разлада современного человека и предлагает пути его преодоления. Мы знакомим наших читателей с главами из столь же популярной книги А. Грюна "У каждого есть ангел". Речь в ней идёт о пасхальной тайне, касающейся каждого из нас.

Во всех евангельских повествованиях о воскресении ангелы играют важную роль. Они свидетельствуют о совершившемся и разъясняют женщинам или ученикам тайну пустого гроба. В Евангелии от Матфея ангел Господень не только сообщает о воскресении, но и как бы направляет женщин, служит им проводником. "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение; ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём. Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мёртвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его" (Мф 28. 1–8).
По Матфею, женщины пришли ко гробу не затем, чтобы помазать тело Христа, а для того только, чтобы увидеть гроб. Евангелист употребил здесь греческое слово theorein, что означает всматриваться, созерцать, погружаться в раздумья. Пришли они поздним вечером, поскольку считалось, что новый день начинается с наступлением темноты. Они хотели пробыть возле гроба всю ночь, чтобы оплакивать Христа, думать о Нём и молиться. Как вдруг почва начинает колебаться, происходит сильное землетрясение. Всё приходит в смятение, всё содрогается, в мёртвом оцепенении гробницы возникает какое-то движение, и ангел Господень сходит с небес. В Ветхом Завете землетрясение и явление ангела — два важнейших знака Богоприсутствия. Когда Бог явным образом входит в мир, Он даёт о Себе знать именно так.

Ангел отваливает камень от гроба и садится на него. Довольно часто такой камень придавливает нас самих, парализует, не даёт жить. Он лежит как раз там, где в нас могла бы расцвести жизнь, но под камнем ей не прорасти, она угнетена. Ангел знает о наших узах — и расторгает их, именно там, где они крепче всего связывали жизнь. Он снимает камень с души и садится на него. Тот самый камень, что лежал на нас мёртвым грузом, становится знаком освобождающего присутствия Божия.

Ангел в этом повествовании преисполнен силы. Он сверкает, как молния во тьме. Стражники, охраняющие Умершего, дрожат от страха. Они стали подобны мёртвым, в то время как Тот, Кого они охраняют, возвращается к жизни. В нас тоже есть такие стражники, которые охраняют всё мёртвое в нашей душе и следят, чтобы ничто в ней не изменилось, чтобы всё оставалось по-старому, чтобы наши житейские устои не поколебались. Когда ангел молнией врывается в наш кладбищенский покой, стражи падают ниц. Они не могут больше удерживать в нас рвущуюся наружу жизнь, не могут помешать ей раскрыться во всей полноте.

От ангела исходит невероятная сила, взламывающая и наш гроб, где мы устроились со своими разочарованиями и унынием. Ангел не даёт нам спокойно почивать в гробу, сотрясает его и будит нас. Воскресение — это не то, что когда-то было и минуло. Ангел Господень хочет, чтобы воскресение совершилось и в нас, — вот почему он отваливает давящий на нас камень.

Есть множество людей, которые предпочли бы остаться в своём гробу. Хотя они и жалуются, что там темно и сыро, им страшно подняться — и оказаться лицом к лицу с жизнью. Ведь она могла бы их ранить, и уже не было бы у них предлога от неё уклониться — а так удобно устроились! Тут-то и нужен ангел, который встряхнёт нас и будет тормошить, заставит двигаться и вытолкнет из гроба.

Ангел вызывает у женщин замешательство и страх. Но он призывает их не бояться и показывает: гроб пуст, потому что Иисус воскрес. Незачем теперь искать Его в гробу, в том, что минуло, незачем оплакивать свершившееся. Он предваряет их в Галилее. Не в Иерусалиме, святом городе, а в той презренной части Галилеи, где иудеи живут вперемешку с язычниками и где живём мы сами в серости наших будней, мешая набожность с язычеством, удалённость от Бога — с близостью к Нему, отчуждение — с доверием, где мы презираем себя. И именно там увидим мы Воскресшего, именно там Его встретим. Среди сумятицы мира сего мы познаем воскресение. В миг, когда мы ощущаем всю глубину своего ничтожества, Воскресший поможет нам распрямиться.

Ангел побуждает женщин стать ангелами воскресения, отправляя их к ученикам с Благой вестью о том, что Иисус восстал из мёртвых. Женщины хотели только посмотреть гроб, хотели остаться зрительницами. Однако теперь им дано задание. Они должны пойти к ученикам и засвидетельствовать, что жизнь победила смерть, что любовь сильнее ненависти, что камни, которые удерживали жизнь, отброшены прочь и гроб пуст. Женщины покидают гробницу, исполненные радости и страха. Они глубоко взволнованы произошедшим. Ангел оказался для них не только свидетелем воскресения Христова — он помог подняться из праха и им самим. Они воспрянули и пустились в путь. На дороге они повстречали Воскресшего. В этот миг они ощутили, что весть ангела истинна, и сами стали ангелами — вестниками воскресения для других.

Это и есть самое большое воздействие, которое ангел может оказать на нашу жизнь: он отваливает камень от нашего гроба и даёт нам возможность подняться с одра. Куда легче, конечно, остаться лежать и ответственность за это свалить на других, чем заставить себя встать. Куда удобнее чувствовать себя жертвой, чем отвечать за всё самому. Ангел, который нас сопровождает, мешает нам оставаться в роли жертвы. Он отваливает камень от нашего гроба, чтобы мы сами поднялись и приняли вызов жизни. Ангел даёт нам почувствовать собственную силу. Он не только вовне, он и внутри нас. Иногда мы нуждаемся в людях, подобных ангелам, которые откатят камень от нашего гроба и вдохнут в нас мужество воспрянуть. Однако встать мы должны сами. Это означает, что мы должны положиться на силу, существующую в нас самих и пробуждённую ангелом.

Даже дети знают, что такое могила. В детстве мы торжественно хоронили погибших птиц и ставили над ними крест. Очевидно, есть в нас интуитивное убеждение, что всё мёртвое должно быть погребено. Только так может оно преобразиться и воскреснуть. Всё старое, изжитое необходимо похоронить, а не таскать всю жизнь за собой. Но некоторые дети переживают смерть по-другому. Они чувствуют, будто сами лежат в гробу, под могильной плитой. Жизнь не даётся им, всё происходит словно под каким-то глухим покровом. Затхлая атмосфера родительского дома душит всё живое, способное расцвести. Она, как давящий камень, не даёт им жить. Иногда дети кажутся нам замкнутыми. Они живут в другом мире, будто огромный камень делает реальность недоступной для них. Родителей беспокоит, когда ребёнок прячется в свой гроб. Они не знают, сойдёт ли среди ночи ангел и отвалит ли он камень от гроба.

Рассказом о воскресении евангелист Матфей хочет пробудить в нас уверенность, что история с гробом не завершена ни для ребёнка, ни для взрослых. Когда вокруг тьма и всё исполнено печали, когда уныние овладевает жизнью, с небес спускается ангел и сотрясает землю. Если ангел под видом верного спутника во сне или в некоем внутреннем переживании нисходит в нашу мёртвость, мы сумеем восстать к жизни. Ангел может явиться, подобно молнии. Духовная молния озарит нашу тьму и приготовит место для воскресения.

Ангел смелости

Смелость относится к четырём главным добродетелям. Первоначально она была прерогативой солдата. Но философы увидели в ней качество, которое нужно каждому человеку, чтобы достойно прожить жизнь.

Смелость подразумевает не только неустрашимость перед лицом опасности и не только упорство в достижении цели, а прежде всего мужество последовательно добиваться того, что считаешь правильным. Смелый человек не позволит втянуть себя в конфликт. Он не поддаётся моде, которой следует слабый, чтобы быть всеми любимым. Он верен себе даже тогда, когда все против него.

Смелый человек не дерзок. Он бесстрашен. Он умеет правильно оценить ситуацию и бесстрашно делает то, что считает правильным. Смелость – это не синоним мужества. Имея мужество, обретаешь смелость. Мужество – нечто активное. Смелость проявляется и в пассивном состоянии, например, когда человек терпит боль. Противоположность мужества – уныние; противоположность смелости – трусость. Смелость каждый раз достигается заново, так как каждому из нас знакома трусость.

Втайне мы склонны поддаться страху и уйти от опасности. Ангел смелости поддерживает нас, когда мы преодолеваем себя и выстаиваем там, куда мы призваны.

Мы говорим ребёнку, что он смел, если он не жалуется, несмотря на боль. Смел тот, кто не боится боли, кто снова и снова терпеливо сносит её.

Смел тот, кто не сдаётся, попав в беду. Смелый не уклоняется от боли и печали, он противостоит боли, преодолевает её. Но он не становится бесчувственным. Теряя близкого человека, ясно осознавая, что болезнь приведёт его к смерти, смелый терпеливо несёт всё, что ниспосылает ему Бог. В такой смелости человек возрастает, становится мудрым и сильным.

Не нужно доказывать себе, что ты смел. Ты не обязан в каждой ситуации быть смелым. Самоуверенные люди в минуту опасности, бывает, теряются и ведут себя, как слабые люди. Другие трусливы, но держатся, попадая в трудную ситуацию, смело справляются с ней, зная, что она от Бога. Они полагаются на то, что в нужный момент ангел смелости укрепит их и постоит за них.

Желаю тебе ангела смелости, чтобы твоя жизнь состоялась по-настоящему, чтобы ты не сплоховал, когда встречный ветер будет свистеть тебе в уши, чтобы ты не растерялся, попав в беду. Я желаю тебе смелости, чтобы ты был свободен от соблазна стать всеобщим любимцем. Да постоит за тебя ангел смелости, когда перед тобой возникнет опасность поддаться мнению окружающих и прекратить борьбу ради желанного мира. Смелый избегает сомнительного компромисса. Он борется за жизнь, и ангел смелости борется на его стороне.

Желаю тебе ангела смелости не только перед лицом врага, но и перед лицом друга. Да хранит он тебя от подкупа и приспособленчества ради друга. Ангел смелости при необходимости противостоит и другу. Это укрепит дружбу, а не разрушит её.

Ангел честности и чистоты

Сказав о человке, что он честный и чистый, мы имеем в виду, что он в высшей степени правдив и порядочен. Мы можем ему верить.

Честен – значит, незамутнён, незапятнан. Честный человек очищен водой самопознания, его изначальный образ омыт. Когда мы говорим о "чистом золоте", мы имеем в виду настоящий благородный металл, без чужеродных примесей. Честный человек свободен от интриг, уловок, лжи. Он не зависит от чужого влияния, не угождает ожиданиям других людей, не даёт себя соблазнить видами на карьеру. Он живёт в согласии со своей честной, чистой душой и делает то, что она велит.

Он такой, какой есть.

Ангел честности родственен ангелу естественности. Неестественное – это нечто искусственное, заимствованное, приспособленное. Некоторые люди кого-то копируют своей речью или поведением, не свойственными их натуре. Естественное поведение вытекает из внутреннего мира человека. Естественное – это изначальное в тебе.

Ницше любил образ естественности. Хайдеггер заимствовал у него это понятие. Сартр и Жид перевели его словом authenticite, подлинность. Быть правдивым – высокий идеал для современного человека. Правдив тот, кто таков, каков он есть (autos), кто является создателем своего "я" (authentes). Честен тот, кто во всём является самим собой, кто свободен от всего нечистого, поддельного, от искусственности и манерности. Честный человек правдив. Он не живёт по чужим представлениям.

Ребёнок естественен от природы. Он есть, потому что он есть, он живёт без фальши, без задней мысли. И в нас живёт тоска по этой детской чистоте, желание вновь обрести свой изначальный, неподдельный облик.

Если мы будем честны с собой, мы увидим в себе много нечистого. Мы говорим то, чего от нас ждут, а не то, что чувствуем. Этим мы хотим достичь чего-то большего, получить то, чего нам очень хочется. В любви и заботе о ближнем мы часто действуем не с честными намерениями, а с задней мыслью, желая хорошо выглядеть в глазах других и в собственных глазах. В наши слова и поступки вкрадывается расчёт, к ним примешивается что-то, противоречащее нашей истинной сущности.

И в то же время живёт в нас тоска по честности. В глубине души мы хотим, чтобы всё, что мы говорим и делаем, исходило от любви, а не из расчёта.

Некоторые разочаровываются, честно заглянув в себя. Да покажет нам ангел честности, что в нас есть не только чужеродные примеси, но и ядро подлинности. В нас всё же есть пространство, в котором мы честны. Там мы созвучны себе таким, какие мы есть. Там нет задних мыслей. Да хранит тебя ангел честности от того, чтобы чернить себя. У тебя хорошее ядро. Оно правдиво и чисто. Доверяй своей подлинности и радуйся, чувствуя, что чаще всего ты говоришь и поступаешь искренне, без оглядки на кого-либо, не думая о том, какое производишь впечатление.

Проси ангела честности, чтобы он снова и снова очищал тебя, освобождая от заблуждений. И возрадуешься ясности в себе. †

Перевод с немецкого Евгении Рёриг

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������