Материалы

Продвигать диалог для созидания мира. Бенедикт XVI и Ислам

Радио Ватикана - Редакционная статья очередного номера журнала Общества Иисусова «Чивильта каттолика» (07.10) посвящена актуальной теме меж-религиозного диалога, с акцентом на отношениях с мусульманами. Отправным моментом размышлений стал нашумевший фрагмент лекции Бенедикта XVI в Регенсбургском университете, с упоминанием высказывания византийского императора Мануила 2-го Палеолога об основателе Ислама.

Относительно этой цитаты кардинал Т. Бертоне, ГосСекретарь сделал особое заявление, помещенное в ватиканской газете «Оссерваторе Романо» 17 сентября. Он подчеркнул, что Св. Отец ни в коей мере не намеревался каким-либо образом задеть религиозную чувствительность верующих мусульман и весьма огорчен тем, как истолковали приведенные им слова из документа средневековой эпохи. Более того, перед лицом ревностной религиозности последователей Ислама Папа предупреждал западную культуру, дабы она не поддавалась искушению осмеивать священное, как если бы это было одним из основоположных прав. Он высказал пожелание, чтобы усилилось совместное свидетельство «Единого Бога, Живого и Сущего, милосердного и всемогущего, Творца неба и земли, говорившего к людям» и сотрудничество, чтобы «совместно оберегать и поддерживать ради всех людей социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу» (цитата из Декларации 2-го Ватиканского собора Об отношении к нехристианским религиям).Сам Бенедикт XVI, при чтении Ангелуса в тот же день 17-го сентября выразил «живое огорчение» тем, как неверно были истолкованы его слова, никоим образом не выражающие его личное мнение. Вся его речь в целом в Регенсбурге была «приглашением к искреннему и чистосердечному диалогу, при огромном взаимоуважении».

Наконец, на общей аудиенции в среду 20 сентября Св. Отец вновь прояснил смысл своей лекции в Регенсбурге, сказав, что он выбрал тему отношений между верой и разумом. Приведенная им в таком контексте фразу из средневекового документа была понята неверно, хотя для внимательного читателя должно было бы быть ясно, что цитированная фраза императора никак не могла быть истолкована, как выражение его мнения…

В действительности, - разъясняется в Редакционной статье иезуитского журнала – действительной озабоченностью Папы было то, что он высказал в своей проповеди, произнесенной 10 сентября: «Население Африки и Азии восхищаются техническими достижениями Запада и нашей науки, но ужасаются перед лицом такого типа разумения, которое тотальным образом исключает Бога из человеческого видения, почитая это самым утонченным выражением разума, которое следует преподавать также и их культурам. Подлинную угрозу своей идентичности они не усматривают в христианской вере, но, напротив, в пренебрежении Богом и в том цинизме, который считает осмеяние священного правом свободы и возвышает полезное до высшего критерия в будущих успехах исследований. Дорогие друзья, - воскликнул Папа, - такой цинизм не есть тип терпимости и культурной открытости, какие ожидают народы и каких желаем все мы! Терпимость, в какой все мы имеем крайнюю нужду, это страх Божий – уважение того, что для другого является священным. Но подобное уважение того, что другие почитают священным, предполагает, что мы сами научаемся заново страху Божьему. Этот смысл уважения может быть возрожден в западном мире только в том случае, если заново начнет возрастать вера в Бога, если Бог вновь будет присутствовать для нас и в нас. Нашу веру мы не навязываем никому. Подобный род прозелитизма противоречит христианству. Вера может развиваться только в условиях свободы. Но именно к свободе людей мы апеллируем, призывая открыться Богу, искать Его, внимать Ему».

Что же касается мыслей Бенедикта XVI относительно Ислама, можно напомнить слова, сказанные им при двух показательных моментах его понтификата. 25 апреля 2005 года, встречаясь с представителями христианских Церквей и Общин и других нехристианских религий, он сказал: «Я особенно благодарен за присутствие между вами членов мусульманского сообщества, и выражаю мое одобрение росту диалога между мусульманами и христианами, на уровнях как местном, так и международном. Заверяю вас, что Церковь стремится продолжать строить мосты дружбы с последователями всех религий, с целью поисков истинного блага каждой личности и общества в его целом».

Встретившись с представителями некоторых мусульманских общин в Кёльне, по случаю ХХ Всемирного Дня молодежи (20 августа 2005) Папа сказал: «Дорогие друзья, я глубоко убежден, что мы должны утверждать, не уступая негативному давлению среды, ценности взаимного уважения, солидарности и мира. Жизнь каждого человеческого существа священна как для христиан, так и для мусульман. Перед нами – огромное пространство действий, на котором можно чувствовать себя едиными на служении основоположных нравственных ценностей. Достоинство личности и защита прав, проистекающих из такого достоинства, должны составлять цель любого социального проекта и любого для его осуществления… Единственно в признании центрального положения личности можно обрести общее основание соглашения, преодолевая возможные культурные противопоставления и нейтрализуя разрушительную силу идеологий…»

«Опыт прошлого учит нас, что взаимное уважение и понимание всегда характеризовали отношения между христианами и мусульманами. Сколь многие страницы истории отмечают сражения и войны, с призываниями Бога с той и другой стороны, как если бы борьба с врагом и убийство противника были Ему угодны. Воспоминание об этих печальных событиях должно было бы наполнять нас стыдом, зная, какие жестокости творились во имя религии. Уроки прошлого должны служить для избежания повторения тех же ошибок. Мы желаем искать пути примирения и учиться жить, уважая каждый идентичность другого. Защита религиозной свободы, в таком смысле, это постоянный императив и уважение меньшинств – бесспорный знак истинной цивилизации… Межрелигиозный и межкультурный диалог между христианами и мусульманами не может сводиться к некоему сезонному выбору. Это есть жизненная необходимость, от которой зависит в значительной степени наше будущее… Я желаю вам от всего сердца, дорогие друзья мусульмане, дабы Бог милосердный и сострадающий защищал вас, благословлял и просвещал всегда. Господь мира да утешит наши сердца, напитает нашу надежду и да ведет наши шаги по путям мира».

Чтобы укрепить узы дружбы и солидарности между Св. Престолом и мусульманскими общинами мира, Бенедикт XVI пожелал встретиться 25 сентября – в день начала Рамадана – с представителями исламских общин в Италии и послами стран с мусульманским большинством, аккредитованными при Св. Престоле. Папа подчеркнул всецелое уважение и глубокое уважение, какие он питает к верующим мусульманам, напомнив о том, что утверждал 2-й Ватиканский собор в Декларации Nostra aetate, которая, по его словам, «для католической Церкви представляет Magna Charta исламо-христианского диалога».

Св. Отец уточнил в своем обращении к приглашенным: «В мире, отмеченном релятивизмом, который слишком часто исключает трансцендентное из универсальности разума, мы испытываем абсолютную необходимость подлинного диалога между религиями и культурами, диалога, который бы помог преодолеть совместными усилиями всю напряженность, в духе плодотворного соглашения. В преемственности с трудами, предпринятыми моим предшественником Иоанном-Павлом II, - продолжал Папа – я выражаю живое пожелание, чтобы вдохновляемые доверием отношения, установившиеся уже давно между христианами и мусульманами, не только продолжались, но и развивались в духе искреннего и уважительного диалога, диалога, основанного на все более подлинном взаимном знакомстве, с радостью признающим общие религиозные ценности и лояльно принимающем во внимание и уважающем различия».

Бенедикт XVI подчеркнул необходимость того, чтобы – «оставаясь верными учению своих религиозных традиций, христиане и мусульмане учились работать вместе, как это уже происходит в разных общих начинаниях, чтобы избежать любой формы нетерпимости и противостоять любой демонстрации насилия». Для этого необходимо – по словам Папы – чтобы «религиозные власти и политические лидеры руководили верующими и поощряли их действовать таким образом».

Не умалчивая о том, что на протяжении веков между христианами и мусульманами возникали немалые разногласия и вражда, Папа напомнил, что 2-й Ватиканский собор призвал «всех предать забвению прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию, а также совместно оберегать и поддерживать ради всех людей социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу».

Бенедикт XVI призвал «искать пути примирения, уважая идентичность и свободу каждого», и процитировал памятную речь к молодежи Иоанна-Павла П в Касабланке, в Марокко, в 1985 году: «Уважение и диалог требуют взаимности во всех областях, прежде всего в том, что касается фундаментальных свобод, и особым образом – религиозной свободы. Они способствуют миру и согласию между народами».
Я глубоко убежден, - еще раз заявил Папа, - что при сегодняшнем положении мира, в то время как растут угрозы миру и человеку, для христиан и мусульман становится обязательством вместе противостоять вызовам современности.

В заключение Редакция журнала «Чивильта католика» напоминает, что неправильное осмысление лекции Бенедикта XVI в Регенсбургском университете послужило фундаменталистским группам для возбуждения мусульманской среды против Папы и против христиан. Однако, после разъяснений со стороны Св. Престола, возникли предпосылки для восстановления взаимопонимания между миром Ислама и христианским сообществом.

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������