Материалы

Еп. Анджей Семеневский: «Дары Духа Святого необходимы для христианина»

Baznica - В человеке мож ет действовать Святой Дух, либо фантазия, буйные амбиции, воображение, или даже злой дух. Это выясняется после критической проверки. О роли Духа Святого в жизни христианина, харизмах и распознаванию вдохновений с профессором теологии, епископом Анджеем Семеневским беседовал Роберт Кравец OFMCap.

Святой Дух, это по всей видимости наиболее таинственная ипостась Святой Троицы. Почему мы так Его воспринимаем?

Думаю, что это следует из способа, каким Бог дает откровение о Себе. В Ветхом Завете среди народа Израильского Господь открывался, как Творец и Отец. В Новом Завете апостолы, которые знание об откровении вынесли из дома и израильского благочестия, а также из культа Храма Иерусалимского, добавили к этому удивительное открытие Сына Божьего – Иисуса Христа, который к Богу Отцу обращался со словами: «Отче мой». В свою очередь откровение Духа Святого случилось только в день Пятидесятницы. В более позднее время апостолы достигли этого открытия веры. Нет ничего удивительного, что также и в нашей жизни присутствует такой же порядок. Это приводит к тому, что Дух Святой, говоря простым языком, остается таинственной личностью. Конечно-же, таинственными ипостасями остаются также Бог Отец и Сын Божий, ибо Творец есть бесконечно больше возможностей нашего понимания.
Таинственность, это природа Духа Святого, или, скорее, следствие нашей нечуткости?

Наверняка есть тут, что-то от нашей невнимательности, ибо кто из нас достаточно углубляется в истины веры и посвящает себя открытию Божьих тайн? Однако к природе Духа Святого относится открытие тайны Отца и явление Иисуса Христа – Сына Божьего. Потому то Дух Святой ведет нас в молитве через Христа к Отцу. Молитва напрямую к третьей ипостаси Святой Троицы – является редкостью, а в Новом Завете мы не встречаемся с непосредственным взыванием к Духу Святому (также и в текстах молитвы Церкви оно встречается гораздо реже, чем акты обращенные к Богу Отцу, либо Иисусу Христу). Даже в Литургии, где мы молимся часто: Боже Отче даруй нам свою милость... через Христа..., и только в конце добавляем «в единстве Духа Святого». Это не означает, что Дух Святой менее важен, но то, что Он имеет в нашей жизни другую функцию. Это следует из природы Духа Святого, и из роли, каковую Он исполняет в молитве.

Еще большую проблему мы имеем в отношении действия Святого Духа: с одной стороны мы признаем Его фундаментальный характер, помня о Нем, как о изначальном условии нашего освящения, а с другой – с беспокойством смотрим на людей, заявляющих, что то, что они говорят и делают, исходит из Его непосредственного вдохновления. Почему так бывает?

Подозрительность в этом случае неуместна. Гораздо лучшим будет критический взгляд. К такому подходу нас побуждают апостолы: пророчества не уничижайте, но все исследуйте! В первом послании Коринфянам св. апостол Павел писал к людям, которым казалось, что они имеют Духа Святого: И я имею Духа Божия (1 Кор 7:40)

На чем должен быть основан такой критический подход?

На том, что с одной стороны мы верим очень практично, основываясь на опыте в действие Духа Святого, а с другой стороны – проверяем, действует ли в человеке, имеющем вдохновения, на самом деле Утешитель. В человеке может действовать Дух Святой, либо фантазия, буйные амбиции, воображение, или даже злой дух. Это выясняется после критического исследования. Такая проверка не всегда является легкой, о чем и писал Апостол Павел: сам сатана принимает вид Ангела света, (2Кор.11:14). Нам следует принять во внимание любые варианты.

Существует ли список действий Святого Духа, который позволял бы разделить их на вдохновения, дары, харизмы?

Лучше всего обратиться к первому библейскому опыту Духа Святого, который имел место в жизни апостолов Христа. В Деяниях Апостолов мы встречаемся с харизмами Духа Святого,проявляющими свою силу: с описаниями вдохновений, а также благодати направляющей, либо укрепляющей, и даже с видениями. В Священном Писании мы встречаем также людей, которые узурпируют себе право на действие Духа Святого.
Сегодня в разговорах о библейском списке харизм доминирует позиция, которая не позволяет выйти за 12 главу Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Непонятно почему, но считается, что исключительно этот фрагмент говорит о данном вопросе, в то же время достаточно обратиться к библейской симфонии, чтобы увидеть, что множество описаний харизм содержится в посланиях Римлянам, Тимофею и других. Потому в разговоре о харизмах не следует ограничиваться только одной главой, но смотреть более широко, чтобы охватить богатое учение св.Павла на эту тему.

Являются ли харизмы необходимыми для каждого христианина? Какую роль играют дары Духа Святого в нашей жизни?

Харизмы необходимы для плодотворного служения в Церкви. В Священном Писании читаем: Что ты имеешь, чего бы не получил? (1Кор.4:7). А получаем мы именно харизмы. Не следует однако думать о них, только как о реальности сверхъестественной и чудесной. В послании к Римлянам в 12 главе св.Павел перечисляет: милосердие, благотворительность, увещевание, учение. В то же время в первом послании к Коринфянам (1 Кор 7:7) он написал о двух состояниях жизни, как о харизме: о безбрачии и браке. Если сегодня наступил кризис брака, как и целибата, то потому, что очень мало людей воспринимает свой образ жизни, как дар Духа Святого, харизму. И забывают, что нужно молиться о нем, открывать сердце и с благодарностью принимать. Когда мы так посмотрим на значение харизм, ответ на поставленный вопрос будет утвердителен – харизмы, дары Духа Святого, необходимы для христианина.

Говорится, что Дух Святой есть душа Церкви.

Присутствие Духа Святого проникает всякую реальность: реальность мысли, существования, надежды, молящейся общины, текста Священного Писания, Церковь и всю историю. Потому то литургическая молитва это взывание в единстве Духа Святого. Молитва является единством, которое охватывает Бога Отца, Сына Божьего и нас, единством, объединяющим Богм с людьми, а значит и людей между собой. Единство я понимаю не только как всматривание в Духа Святого, но также как смирение перед Его руководством.

Источник: журнал «Голос отца Пио» (Польша)

Перевод с польского

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������