Материалы

Cвятой Лев Великий

Католический Петербург -  Родился в Риме или Тоскании, Италия; умер в Риме 10 ноября 461 г.; его день ранее отмечался 11 апреля. «В Иисусе смирение было возведено до величия, слабость в силу, смертность в бесконечность; а чтобы заплатить долги, в которые влезли мы, люди, непоколебимая сущность была соединенина с сущностью, способной страдать. Он принял образ слуги без пятна греха, расширив то, что было человеческими, и не отнимая то, что было святым.» - Лев Великий.

Рождённый в Тоскании или Риме от родителей-тосканцев, Лев обладал скромнейшим характером и величайшими способностями. Он стал диаконом при святом Селестине I и позже при святом Сиксте III. Святой Кирил писал лично ему, и святой Иоанн Кассиан посвятил ему свой трактат против несторианства.

В 440 г. Льва направили посредником в споре между Этием и Альбином (Aetius, Albinus), имперскими генералами, чья ссора открыла Галлию атакам варваров. Когда он находился у генералов, прибыла депутация, которая объявила о смерти Папы Сикста III и о его назначении на папство.

Лев возглавил папский престол 29 сентября 440 г. На этой должности он проявил себя настоящим пастырем и духовным отцом во время кризиса в Церкви и империи. Он незамедлительно начал улучшать и укреплять Римскую епархию, начав свои пасторские обязанности написанием серии из 96 дошедших до нас проповедей по вопросам веры, призывавших к разным поступкам христианского социального милосердия, энергично противостоящих манихейству, пелагейству, присциллианству и несторианству, и защищавших папское первенство в полномочиях Церкви.

Благодаря его попыткам сохранить чистоту веры, защитить единство Церкви, противостоять или смягчить влияние варварских нашествий, он по праву может именоваться «Великим».

В 448 он получил письмо от аббата (архимандрита) Константинопольского, Евтихия (Eutyches), писавшего о возобновлении несторианской ереси. Он сдержанно ответил и пообещал провести расследование. На следующий год Лев получил протест Евтихия (которого поддержал император Феодосий II) о том, что святой Флавиан, патриарх Константинопольский, отлучил его от церкви. Копии этого письма были разосланы патриархам Александрии и Иерусалима.

Поскольку в Рим не попало официальное уведомление об отлучении Евтихия, Лев написал Флавиану, который выслал доклад синода, на котором обвинялся аббат. Общение со святым Флавианом показало, что Евтихий отрицал две ипостаси Христа, что делало его еритиком.

В 449 в Эфесе император Феодосий созвал собор под предлогом расследования вопроса. На синод, прозванный «разбойничьим», собрались друзья Евтихия, чтобы оправдать его и обвинить святого Флавиана. Диоскор (Dioscorus), патриарх Александрийский, не дал папским легатам зачитать письмо Папы Льва, которое он послал с Флавианом. Святой Флавиан умер от физического насилия, которому подвергся во время синода.

После собора на место Флавиана император Феодосий назначил патриархом Феодосийским Диоскора.

В 451, при императоре Марциане, 600 епископов и представителей Льва встретились на четвёртом всеобщем соборе в Халкидоне, чтобы обсудить учение Евтихия (монофизитство) (Marcian, Chalcedon). Вероучительное Догматическое письмо святого Льва (или Большая книга святого Льва) было объявлено основой провозглашённой собором православной доктрины о двух природах Христа.

Это письмо ранее было отправлено на синод через патриарха Константинопольского Флавиана, которое изъял Диоскор, где указывалось, что Иисус Христос «родился истинным Богом в полной и совершенной природе настоящего человека... Сын Бога спустился с небес, не лишившись славы Отца, и вошёл в этот нижний мир, родившись согласно новому порядку, новым способом рождения.»

Так Халкидонский собор оправдал святого Флавиана, а Диоскор был отлучён от церкви и смещён с должности.

Непосредственной целью святого Льва была борьба с учением монаха Евтихия, считавшего, что у Христа была только одна природа, поскольку (по утверждению Евтихия) Его человеческая природа была поглощена божественной. Но Tome (Большая книга) значительно упрочило папство, так как на Соборе в Халкидоне учение Льва было названо «гласом святого Петра».

На Халкидонсоком соборе было принято положение, которое Лев отказался признавать, о том, что за Константинополем закреплялось второе после Рима положение в иерархии церквей, что угрожало нарушить древний традиционный порядок.

На следующий год, когда вождь гуннов Аттила разграбил Милан и разрушил Павию, Лев лично отправился в Пескьеру, чтобы противостоять вторгшимся гуннам на реке Минцио, и убедил Аттилу (за ежегодную дань от Рима) отступить за Дануб (Peschiera, Mincio, Danube). К несчастью, он не смог остановить вандалов. В 455 вождь вандалов Гензерих (Genseric) напал на Рим и разграбил его, но Лев убедил его не убивать жителей и не сжигать город.

Когда вандалы отступили, Лев оказывал помощь людям, возвращал ценности в церкви и отправлял священников-миссионеров с деньгами в Африку, чтобы помогать пленникам, захваченных вандалами, и выкупать их на свободу.

На протяжении своей жизни Лев завоевал уважение людей всех сословий, от императоров до варваров, а его прозорливость и плоды его трудов оказывали влияние на принципы папства в течение столетий. Святой Лев всегда старался отвечать на насущные вопросы твёрдо и авторитетно. Он понимал, что нужно усилить и расширить влияние Римской церкви; он боролся за то, чтобы его авторитет Папы признали в Испании, Галлии, Иллирикуме и на севере Африки. Его действия укрепляли авторитет центральной власти, столь необходимой в то неспокойное время.

Лев Великий оставил после себя 432 (Уолш говорит о 143) дошедших до нас писем и 96 проповедей, отмеченных ранее. Его писания отличаются точностью и ясностью выражений, в которых он предстаёт перед нами решительным и твёрдым человеком, говорящим голосом Петра.

Он добился поддержки императора Валентиниана III, хотя и не получил признания своего авторитета всеми Восточными церквами.

Святой Лев обладал характером типичного римлянина: энергичный, великодушный, последовательный и непоколебимый в обязанностях, своей верой твёрдо придерживаясь главного христианского таинства - Воплощения Слова. Он всегда верил в Бога, никогда не приходил в уныние и оставался хладнокровным даже в самых затруднительных обстоятельствах. Эрудированный Папа Бенедикт XIV в 1754 году добавил имя святого Льва к тем, кого именуют учителями Церкви. Его останки находятся в Ватиканской базилике (At*****er, Bentley, Delaney, Jalland, Walsh, White).

Лев изображается в виде Папы с драконом рядом с ним, как он был изображён в Требнике Мартина Арагонского XV века. Иногда его показывают (1) с свв. Петром и Павлом, противостоящими Аттиле; (2) как святой Пётр вручает ему Плащ; (3) с ангелами, окружающими его; (4) встречающим гунна Аттилу у ворот Рима; (5) верхом на лошади, Аттила и его солдаты на коленях перед ним; или (6) молящимся на могиле святого Петра (Roeder, White).

Его останки сохранены в Ватиканской базилике. Он святой покровитель певчих и музыкантов (Roeder).

Комментировать:

     

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������