Бенедикт XVI: вера изменяет жизнь, наполняя ее радостью и надеждой

Бенедикт XVI Во время общей аудиенции 24 октября, состоявшейся на площади св. Петра в Ватикане, Папа продолжил новый цикл катехизических наставлений, посвященный Году веры, начатый в прошлую среду.

На этот раз он размышлял над смыслом христианской веры в наше время, сделав точкой отправления некоторые вопросы: «что такое вера? Имеет ли она смысл в мире, в котором наука и техника открыли горизонты, невообразимые до недавнего времени? Что сегодня значит верить? В самом деле, в наше время необходим обновленный взгляд на воспитание в вере, которое, конечно, должно включать в себя знание ее истин и событий спасения, но прежде всего рождалось бы из истинной встречи с Богом в Иисусе Христе, из любви к Нему, из доверия к Нему, так, чтобы в это была вовлечена вся жизнь”.

“Сегодня – продолжил Папа – наряду со множеством добрых знаков вокруг нас растет также духовная пустыня. Порой, из некоторых событий, о которых мы узнаем каждый день, создается впечатление, что мир вовсе не стремится к созиданию более братского и мирного сообщества; те же самые идеи прогресса и благосостояния также демонстрируют свои негативные стороны. Несмотря на величие научных открытий и успехов техники, человек сегодня не кажется ставшим действительно более свободным, более гуманным; сохраняется множество форм эксплуатации, манипуляции, насилия, произвола, несправедливости … К тому же, определенный тип культуры учит двигаться только в горизонте вещей, того, что можно обратить в прибыль, верить только в то, что можно увидеть и осязать собственными руками.

Однако, с другой стороны растет также число тех, кто чувствует себя дезориентированным и, в попытках выхода за пределы исключительно горизонтального видения реальности, готовы поверить чему угодно. В этом контексте вновь возникают некоторые фундаментальные вопросы, которые являются гораздо более конкретными, чем кажутся на первый взгляд: в чем смысл жизни? Есть ли будущее у человека, у нас и у новых поколений? В каком направлении двигаться в поисках нашей свободы для успешного и счастливого результата жизни? Что ждет нас за порогом смерти?”

Далее Святейший Отец подчеркнул, что “из этих настойчивых вопросов становится ясно, что мира планирования, точного расчета и эксперимента, – одним словом, научного знания, каким бы важным оно ни было для человека, – самого по себе недостаточно. Мы нуждаемся не только в материальном хлебе, мы нуждаемся в любви, в смысле и надежде, в прочных основах, в прочной почве, которая помогла бы нам жить в истинном смысле также во время кризисов, в мрачные периоды, в трудностях и в повседневных проблемах. Вера дарит нам именно это: уповающее доверие к Богу, Который дает совсем иную, но не менее прочную уверенность, чем дают ее точные расчеты или наука. Вера – это не просто умственное согласие человека принять определенные истины о Боге; это твердо принятое решение вверить себя Богу, Который является для каждого из нас любящим Отцом; это следование за тем великим «Ты», Которое дарит нам свободу и надежду. Конечно, эта приверженность Богу не лишена определенного содержания: вступая на этот путь, мы осознаем, что Сам Бог явил нам Себя в Христе, дал увидеть Свой лик и реально стал близким к каждому из нас. Более того, Бог открыл, что Его любовь к человеку, к каждому из нас, безмерна: на Кресте Иисус из Назарета, Сын Божий, ставший человеком, ясно показывает нам, до каких вершин доходит эта любовь: до принесения в дар Самого Себя, до высшей жертвы. С тайной Смерти и Воскресения Христа Бог нисходит в глубину человечества, чтобы вернуть нас к Себе, чтобы поднять нас на Свою высоту. Сущность веры заключается в том, чтобы верить в эту любовь Бога, которая не становится меньше в ответ на человеческое коварство, зло и смерть, но она способна преобразовать любую форму рабства, подарив возможность спасения. Таким образом, иметь веру – значит встретить Бога, Который нам настолько близок, что мы обращаемся к нему: «Ты, Отче», и Который поддерживает нас и дает обетование нерушимой любви; иметь веру – значит вверить себя к Богу подобно детям, которые знают, что от всех трудностей и проблем их оградят заботливые руки матери. И эта возможность спасения через веру является даром, который Бог предлагает всем людям. Думаю, что мы, в нашей повседневной жизни, характеризуемой проблемами и порой драматическими ситуациями, должны чаще размышлять о том, что верить по-христиански означает это предание себя с доверием этому глубокому чувству, которое поддерживает нас и мир, – тому чувству, которое мы не можем дать себе сами, но только получить, как дар, и который является основой, на котором мы можем жить без страха. И эту истину веры, несущую освобождение и уверенность, мы должны уметь возвещать словом и демонстрировать ее своей жизнью христиан”.

“Однако каждый день мы видим вокруг себя, – сказал далее Папа, – что многие остаются равнодушными и или отказываются принимать это послание". Бенедикт XVI напомнил слова Иисуса, приведенные в конце Евангелия от Марка: « Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», то есть, "потеряет себя. Мне бы хотелось призвать вас поразмышлять над этим. Доверие к деянию Святого Духа должно побуждать нас всегда идти и проповедовать Евангелие, к мужественному свидетельству веры; при этом есть риск неприятия Евангелия, неприятие жизненно важной встречи с Христом.

Еще св. Августин поднимал эту проблему в одном из своих комментариев к притче о сеятеле: «Мы говорим, бросаем семя, сеем его. Некоторые презирают нас, иные ругают, есть и такие, кто смеется над нами. Если мы будем бояться их, нам нечего будет сеять, и в день жатвы мы останемся без урожая. Поэтому будем рассчитывать на семя, попавшее в добрую почву» (Речи о христианской дисциплине, 13,14: PL 40, 677-678). Следовательно, не нужно падать духом, сталкиваясь с неприятием. Как христиане мы являемся свидетельством этой доброй почвы: наша вера, при всех наших слабостях и ограниченности, показывает, что есть добрая почва, где семя Слова Божия приносит обильные плоды справедливости, мира и любви, нового человечества, спасения, и вся история Церкви, со всеми ее проблемами, также доказывает, что существует добрая почва, с существует семя и приносит плод”.

Откуда же черпает человек эту открытость сердца и ума, чтобы верить в Бога, явившего Себя в умершем и воскресшем Иисусе Христе, чтобы принять Его спасение? «Мы можем верить в Бога, – сказал Папа, – потому что Он приблизился к нам и прикоснулся к нам, потому что Святой Дух, дар Воскресшего, делает нас способными принять живого Бога. Вера является прежде всего сверхъестественным даром Бога. II Ватиканский Собор утверждает: « Чтобы проявить такую веру, необходима предваряющая и содействующая благодать Божия при внутренней помощи от Святого Духа, Который побуждает сердце и обращает его к Богу, открывает очи ума и подаёт "усладу всем принимающим истину и верующим в неё" (Догматическая Конституция Dei Verbum, 5)”.

“Вера является даром Божиим, – подчеркнул Папа, – но она также является глубоко свободным и человеческим актом. … Верить – значит вверить себя, свободно и радостно, провиденциальному замыслу Бога об истории, как сделал патриарх Авраам, как сделала Мария из Назарета”.

Завершая катехизическое наставление, Бенедикт XVI сказал: “Дорогие друзья, нашему времени требуются христиане, увлеченные Христом, которые возрастали бы в вере благодаря близости к Священному Писанию и к Таинствам. Оно нуждается в людях, которые были бы как открытая книга, рассказывающая об опыте новой жизни в Духе, о присутствии Бога, Который поддерживает нас в пути и открывает нас к жизни, не имеющей конца”.

По материалам Радио Ватикана

Комментировать:

    Все новости по теме:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Христианская психология

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    28-04-2015

    Четыре правила разговора с детьми на тему сексуальности

    Чистота добрачных отношений – залог хорошей семьи. Добрачная чистота помогает формированию и сохранению хороших отношений с родителями будущего супруга. Воздержание от сексуальной близости делает людей более свободными по отношению к самому периоду помолвки — позволяет проще прекратить отношения с человеком, если поймешь, что «это не твое».

    Подробнее

    Как правильно наказывать детей?

    12-03-2015

    Как правильно наказывать детей?

    Цель наказания - побудить человека не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

    Подробнее

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������