Все вопросы об ИСПОВЕДИ

Зачем нужно исповедоваться?

I. Из истории исповеди

1. С какого времени в Церкви существует практика исповеди?

2. Почему возникла исповедь? Не достаточно ли общего исповедания грехов?

3. Если Христос – единственный посредник между человеком и Богом, зачем исповедовать грехи священнику?

II. Сущность исповеди

1. Для чего существует исповедь и что она дает?

2. Как необходимо воспринимать исповедь? Правильно ли, если для верующего это возможность выговориться и надежда найти решение своих проблем?

III. Условия исповеди

1. Для чего существует разделение грехов на смертные и обыденные? Про какие из них нужно говорить на исповеди?

2. Что дает твердое намерение больше не грешить, когда знаем свою грешную натуру и можем предвидеть, что после исповеди не перестанем быть грешными?

3. Как определить, сколько раз необходимо исповедоваться? Есть ли золотая середина?

4. Как долго после исповеди можно приступать к Причастию? Не является ли святотатством участвовать в Мессе и принимать Причастие без предварительной Исповеди?

5. Как исповедоваться, если не видишь грехов?

6. Как не отчаяться из-за того, что на каждой исповеди исповедуешься в одних и тех же грехах?

7. Что может отвернуть нас от исповеди?

8. Какое значение имеет разрешительная молитва?

IV.Порядок исповеди

1. Обязательно ли здороваться?

2. Обязательно ли говорить, когда исповедовался последний раз, и что делать, если не помнишь дату предыдущей исповеди?

3. Очерчен ли определенный церемониал исповеди (обязательно должна быть исповедальня, стула)?

5. Обязательно ли священник должен давать духовные наставления или может ограничиться лишь назначением епитимии?

6. Что делать, если забыл епитимию, назначенную священником?

7. В каких случаях священник может не отпустить грехи?

8. Есть ли грехи, которые священник может отпустить только с разрешения епископа?

9. Что такое тайна исповеди?

10. В чем специфика Первой исповеди и генеральной исповеди? Как готовится к генеральной исповеди?

11. Что делать, если исповедь не принесла морального облегчения?

12. Может ли священник во время исповеди называть кающегося по имени, если знает его?

13. Что такое удовлетворение за грехи (епитимия)?

14. Имеет ли право священник советоваться с другими священниками по поводу епитимии для конкретного человека?

15. Можно ли рассказывать другим о епитимии, которую назначил священник?

16. На какие вопросы священника во время исповеди верующий может не отвечать? А на которые должен?

17. В каком случае исповедь бывает недействительной?

18. Что вы думаете о постоянном духовном руководстве?

19. А на чем основано духовное руководство? Куда оно ведет?

20. Можно ли исповедоваться у разных священников, или нужно всегда ходить на Исповедь к одному и тому же священнику?

21. Можно ли католику исповедоваться у православного батюшки в случае, если католической среды нет(человек живет в эмиграции), а православный приход есть?

22. Как преодолеть нежелание исповедоваться у знакомых священников?

23. У кого исповедуются епископы?

25. Возможна ли исповедь по скайпу (skype)?


Зачем нужно исповедоваться?

Таинство Покаяния - это Таинство Божьего милосердия. Таинство Покаяния является встречей сокрушенного человека с Божиим милосердием. В Таинстве Покаяния Бог ждет не того, чтобы нас осудить или унизить, а чтобы нас простить. Помните о том, что главный судья человека - не Бог, а совесть. От суда совести не убежать, и в этом великая тайна человека, тайна духовной жизни. Иногда через много лет совесть напоминает нам о совершенных грехах. Нередко пожилые люди исповедуются в грехах, которые совершили в детстве. Совесть не дает им спокойно спать. В Таинстве Покаяния Бог не судит, а прощает. Обвинитель человека - дьявол, он припоминает нам о наших грехах, чтобы мы потеряли сон и усомнились и в себе самих, и в смысле нашей жизни, и в Боге.

Если присмотреться к нашей жизни, то самым точным диагнозом будет то, что сказал апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». (Рим 7,18). В этом тайна нашей человеческой жизни, жизни крещеных людей. Мы постоянно живем в состоянии внутреннего разлада.

I. Из истории исповеди

1. С какого времени в Церкви существует практика исповеди?

Св. Евангелие во многих местах говорит о том, что Иисус Христос прощал грехи людям, которые переживая укоры совести и желая исправиться, становились достойными этого прощения. После своего Воскресения Иисус Христос, явившись Апостолам, дал им власть прощать грехи: «Мир вам! Как послал меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 20-23).

О практике исповедания грехов узнаем также из послания св. Иоанна: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1 9).

В первые века христианства за тяжкие грехи (идолопоклонство, убийство, святотатство, мужеложство) покаяние было публичным, а сам процесс примирения продолжался долгое время.

«Дидахе» или «Учение Господа народам через 12 апостолов», документ датируемый концом I века передает: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Таков путь жизни» (4,14). Автор «Дидахе» учит, что перед Евхаристией нужно исповедовать грехи: «В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша» (14,1).

Святой Папа Климент Римский в письме к Коринфянам пишет о роли епископов и пресвитеров (священников) в процессе покаяния и примирения с Церковью: «покоритесь пресвитерам, и примите вразумление к покаянию, преклонив колена сердца своего» (57, 1). В книге «Пастырь Гермы» датируемой II веком говорится о возможности покаяния после Крещения, однако только один раз в жизни.

Святая Церковь с самого начала пользовалась властью прощения грехов. Об этом свидетельствуют древние церковные писатели и Отцы Церкви (Тертуллиан, св.Киприан, св.Амвросий, св.Августин). Св.Киприан, живший во II-III веках, писал:     «Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение, при посредстве священников, угодно Господу» («О падших»).

Уже в VI веке установилась практика Покаяния и Примирения (Исповеди), которую можно повторять. Эта практика сохранилась и по сей день.

2. Почему возникла исповедь? Не достаточно ли общего исповедания грехов?

Господь Иисус Христос предвидел, что человеку будет трудно не грешить, потому установил Таинство Покаяния и Примирения. Иисус дал своим Апостолам власть управлять верными Его Вселенской Церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите не земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18, 18). Власть прощения грехов в Церкви вручена епископам, преемникам Апостолов. Они, в свою очередь, дают эту власть священникам, те же используют ее в таинстве Покаяния и Примирения. Только при непосредственной встрече священник может узнать состояние кающегося, его грехи и готовность принять Дар Прощения и Примирения.

Общее исповедание грехов допускается в Католической Церкви в случае угрозы жизни, если нет возможности индивидуальной исповеди.

3. Если Христос – единственный посредник между человеком и Богом, зачем исповедовать грехи священнику?

Христос – единственный посредник между нами и Богом. Святой апостол Павел в Первом послании к Тимофею пишет: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим 2,5). Тем не менее, для того, чтобы приблизиться к нам, а мы приобщились к Нему, Он поставил священнослужителей – в свою очередь посредников.

Таким образом, Господь неразрывно связал Свое прощение с прощением Церкви. Именно Он установил, что для прощения грехов незаменимы священники: они являются посредниками между нами и единственным Посредником.

Если мы зададим себе вопрос: откуда нам известно о Христе, - то, скорее всего, ответом будет - от Церкви. Господь использует посредничество Своих служителей, чтобы мы узнали и встретили Его. Этими служителями и посредниками могут быть также наши родители, братья по вере, или же священники.

Единственный Спаситель – Господь Иисус Христос. Но Иисус соединяется с нами посредством священнослужителей и посредством служения Церкви. Есть существенная разница между двумя посредничествами: посредничество Христа нас спасает. Посредничество Его служителей – необходимый путь к этому спасению.

II.Сущность исповеди

Цель Исповеди – примирение человека с Богом и Церковью, отпущение грехов.

1. Для чего существует исповедь и что она дает?

Поскольку грех – это оскорбление Бога и нарушение нашей дружбы с Ним, покаяние дает «отпущение причиненных Ему обид, и в то же время примиряет с Церковью, которой мы нанесли раны своими грехами, и которая содействует их обращению своей любовью, примером и молитвами» (ср. LG 11).

Грешник, по благодати милосердного Бога вступающий на путь покаяния, возвращается к Отцу, Который прежде возлюбил нас, ко Христу, предавшему Себя за нас, и к Святому Духу, Которого Отец излил на нас обильно (Тит 3,6).

Все люди связаны между собою сверхприродными узами, вследствие чего грех одного поражает многих, подобно тому, как святость одного всем несет благодеяние. Поэтому покаяние – это также и примирение с братьями, страдающими от последствий нашего греха.

2. Как необходимо воспринимать исповедь? Правильно ли, если для верующего это возможность выговориться и надежда найти решение своих проблем?

В энциклике «Deus caritas est» Папа Бенедикт XVI пишет, что «у истоков христианского бытия лежит не какое-то этическое решение, либо великая идея, - скорее это встреча с неким событием, с Личностью, которая, открывая жизни новый горизонт, тем самым указывает ей решающее направление». Святой Отец утверждает, что через исповедание грехов верующий открывает свое сердце на действие Святого Духа и таким образом через служение Церкви это свидание с Богом - Личностью становится возможным.

Во время исповеди есть возможность выговориться, что иногда необходимо человеку. Однако было бы ошибкой сводить исповедь только к чисто человеческому разговору со священником, ожидая от него помощи в решении проблем, касающихся напр. психологических переживаний. Таинство Покаяния - это всегда встреча с Богом – Спасителем действующим в Церкви.

III. Условия исповеди

1. Для чего существует разделение грехов на смертные и обыденные? Про какие из них нужно говорить на исповеди?

Катехизис Католической церкви учит, что «смертный грех требует полного осознания и полного согласия. Он предполагает знание греховного характера действия, его противоречия Закону Божию. Он предполагает также согласие достаточно свободное, чтобы стать личным выбором. Мнимое неведение и ожесточение сердца не уменьшают, а увеличивают волевой характер греха» (ККЦ 1859).

Серьёзность материи греха определяется десятью заповедями. Поэтому тот, кто нарушает нравственный порядок и нравственное благо большой значимости, и делает это совершенно осознанно и по собственной воле, совершает смертный грех.

«Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечёт за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечёт исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно»… (ККЦ 1861).

Сам Иисус на примере виноградной лозы показывает, что только тот приносит пользу, кто остается с Ним: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин 15, 5-6).

«Обыденный грех мы совершаем, когда не соблюдаем меры, предписанной нам моральным законом касательно серьезной материи, но не совсем сознательно или без нашего согласия» (ККЦ 1862).

Всякий грех, даже наималейший, является оскорблением Божественной любви, неблагодарностью по отношению к Творцу и Отцу нашему, сущему на небесах.

2. Что дает твердое намерение больше не грешить, когда знаем свою грешную натуру и можем предвидеть, что после исповеди не перестанем быть грешными?

Искреннее сокрушение и твердое намерение исправиться – это самое главное условие для получения прощения грехов. Человек призван бороться с грехом при помощи благодати Божией, а твердое намерение больше не грешить – это подтверждение доброй воли человека. Иногда случается что, идя к исповеди, кающийся не уверен, сможет ли сдержать данное слово. Важно, чтобы человек действительно жаждал перемены жизни. Нужно довериться Богу и надеяться на Его милосердие, делая все возможное, чтобы в дальнейшем избежать греха. Нужно обратиться к Богу с молитвой: Господи Боже, не хочу дальше так жить, здесь и сейчас прошу Твоего прощения за прошлое, милости на будущее и надеюсь на Тебя.

3. Как определить, сколько раз необходимо исповедоваться? Есть ли золотая середина?

Законодательство и Традиция Церкви требуют от католиков приступать к исповеди хотя бы один раз в год. Ошибается тот, кто считает, что не надо приступать к исповеди чаще, ссылаясь на Учение Церкви как на ограничение этого Таинства. Христианин должен стараться жить в состоянии освящающей благодати. Случается, что из-за человеческой слабости он падет, но не должен оставаться в грехе. Разрыв связи с Богом ведет к умножению грехов. Один тяжкий грех влечет за собой другие. Они становятся сетями, которые связывают и лишают свободы. Думаю, что Церковь мудро предложила исповедоваться в первую пятницу месяца. Если исповедоваться каждый месяц, то наверняка в этом будет много хорошего. Поэтому стоит исповедоваться регулярно, и, конечно, каждый раз, когда согрешим тяжко. Апостол призывает нас: “Не давайте места диаволу” (Еф 4,27).

Катехизис Католической Церкви учит, что «исповедание обыденных грехов, не будучи строго обязанным, тем не менее живо рекомендуется Церковью. Действительно, регулярная исповедь наших обыденных грехов помогает нам воспитывать совесть, бороться с дурными наклонностями, позволять Христу исцелить нас, продвигаться вперёд в жизни Духа. Чаще получая в этом таинстве дар милосердия Отца, мы сами стремимся быть милосердными, как Он» (ККЦ 1458).

4. Как долго после исповеди можно приступать к Причастию? Не является ли святотатством участвовать в Мессе и принимать Причастие без предварительной Исповеди?

Если верующий знает за собой только обыденные грехи, то, приступая к Причастию, он не совершает никакого святотатства, поскольку обыденный грех не лишает человека состояния благодати. Обыденные грехи отпускаются также в обряде покаяния, который мы совершаем в начале Святой Мессы: «Исповедую Богу Всемогущему…». Обыденные грехи отпускаются через освящающую благодать, которую мы принимаем в момент причащения.

Тем не менее, лучше исповедоваться регулярно, даже если на совести – только обыденные грехи. Рекомендуется приступать к Таинству Покаяния один раз в месяц, еще лучше – каждые две недели или чаще.

Если я осознаю, что нахожусь в ситуации смертного греха, то я не совершаю святотатства, посещая Святую Мессу. Чтобы участвовать в Мессе (разумеется, не приступая к Причастию), достаточно того раскаяния, которое мы выражаем в акте покаяния в начале богослужения.

Таким образом, и разведенные католики, вступившие в повторный брак, не только могут, но, в силу церковной заповеди, должны посещать Святую Мессу каждое воскресенье и в дни предписанных праздников.

Христос жаждет дать нам Себя в Причастии, Он говорит: “Примите и вкусите от него все, ибо это есть Тело Мое”. Но с другой стороны Он перед этим омывает учеников.

5. Как исповедоваться, если не видишь грехов?

Таинство Покаяния - это Таинство возрастания и созревания в вере. Святое Писание учит, что «если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин 1, 8). Благодаря Божьей благодати человек может жить в святости, однако из-за своей греховной натуры склонен к ущербности, легким грехам и порокам. Святой Августин пишет: «Как долго человек ходит в теле, так не может избежать всех грехов, даже легких. Но грехи, которые называем легкими, не игнорируй. Бойся, когда считаешь их ».

6. Как не отчаяться из-за того, что на каждой исповеди исповедуешься в одних и тех же грехах?

Надо помнить о том, что каждая исповедь - это наша единственная и неповторимая встреча с Христом. Независимо от того, у того же священника исповедуемся или нет, в тех же грехах, или в других. Каждая исповедь - особая встреча с Христом. Нельзя отчаиваться, если не видим перемен.

Наша жизнь - это тайна. Невероятная тайна, как тайна и то, что в нас совершает Святой Дух. Тайна действия Бога в нас невообразима, и поэтому не надо отчаиваться, если с теми же самыми грехами мы приходим к тому же самому исповеднику, потому что Господь что-то делает, Он что-то совершает в нас. Важно и существенно, чтобы наша исповедь была искренней. Нам может хотеться что-то скрыть, но перед Богом не наденешь маски.

7. Что может отвернуть нас от исповеди?

Исповедь - это встреча, в которой человек должен открыться в том, что является его самой большой слабостью, признаться в том, в чем зачастую боится признаться самому себе. Это требует огромной открытости и часто нам бывает очень стыдно. Поскольку надо максимально открыться, исповедальня - это место, где можно быть очень глубоко раненым. Это тоже иногда может отвернуть нас от исповеди. Бывает так, что люди годами не ходят на исповедь, потому что были ранены неделикатностью священника.

Часто нас отворачивает от исповеди кажущаяся неэффективность Таинства Покаяния. Потому что мы иногда думаем, что если исповедаешься, то сразу должен стать святым. К сожалению, так не бывает. К Таинству Покаяния надо возвращаться многократно. Оно открывает нашу слабость и грешность, и не делает нас святыми одним махом. Поэтому нам придется много раз исповедоваться в одних и тех же грехах. И слава Богу, что исповедуемся в тех же самых грехах, а не каждый раз в новых!

8. Какое значение имеет разрешительная молитва?

В Таинстве Исповеди разрешительная молитва имеет огромное значение. Это невероятная тайна. Только Бог может прощать грехи, и эту власть прощения грехов Бог дал Церкви. Церковь имеет действительную власть отпущения грехов, то есть, если священник произносит слова разрешительной молитвы: “И я прощаю тебе грехи”, это значит, что все твои грехи прощены, их больше нет. Отпущенные грехи сожжены. Это великая тайна Божественного милосердия. Эти грехи часто остаются в нашей памяти, но их больше нет. Бог действительно отпустил те грехи, которые ты исповедовал. Бог действительно прощает наши грехи, и в эту благодать надо поверить. В этом великая тайна Таинства Покаяния.

IV.Порядок исповеди

1. Обязательно ли здороваться?

Существует установленный порядок Таинства Покаяния, который начинается знаком креста и христианским приветствием. После мы представляемся, говорим, когда была последняя действительная исповедь, были ли исповеданы все тяжкие грехи, исполнена ли наложенная священником епитимия. Также можно рассказать священнику о своём состоянии, возрасте, роде занятий. Как и каждое таинство, Исповедь - это важное событие и возвышенный литургический акт, который надлежит служить достойно.

2. Обязательно ли говорить, когда исповедовался последний раз, и что делать, если не помнишь дату предыдущей исповеди?

Время от предыдущей исповеди, даже приблизительное, дает исповеднику информацию об интенсивности и серьезности подхода к сакраментальной жизни, также как и сведения о исповедании всех грехов (необходимо сказать о не исповеданных или забытых на последней исповеди грехах), а также об исполнении наложенной епитимии.

3. Очерчен ли определенный церемониал исповеди (обязательно должна быть исповедальня, стула)?

Согласно законодательству и Традиции Церкви «надлежащим местом принятия исповеди является храм или ораторий. В доступном месте Церкви должны находится исповедальни (конфессионалы), оборудованные решёткой, отделяющей духовника от кающегося, чтобы ими могли свободно пользоваться верующие, которые того пожелают. Не следует принимать исповеди вне исповедальни без наличия справедливой причины» (Кан.964 §1,2,3).

Обычно священник должен быть одет в сутану, комжу и стулу фиолетового цвета. В случае необходимости исповедь может состояться в любом месте (напр, больного человека дома или в больнице).

5. Обязательно ли священник должен давать духовные наставления или может ограничиться лишь назначением епитимии?

Наставление является частью Таинства Исповеди. Однако от него не зависит важность исповеди. Священник может ограничиться назначением епитимии, но всегда полезно обратиться к кающемуся хотя бы с кратким наставлением, укреплением или поддержкой.

6. Что делать, если забыл епитимию, назначенную священником?

Поскольку исповедь является важным актом, следует избегать невнимательности и рассеянности. Однако бывают ситуации, когда у того, кто исповедуется проблемы с памятью и он забывает назначенную епитимию. Тогда может сам выбрать и выполнить какой-либо чин (например, молитву), а на следующей исповеди рассказать об этом священнику. Исповедь - действительна, и священник не назначает епитимию за предыдущий раз.

7. В каких случаях священник может не отпустить грехи?

Священник должен помочь кающемуся хорошо исповедоваться, побудить его к истинному сокрушению и принятию решения исправиться. Однако может случиться так, что некоторые жизненные обстоятельства (напр., неосвященный Церковью брак), пребывание в тяжком грехе в течение долгого времени без сожаления и решения исправиться, могут сделать невозможным полное примирение с Богом. Отказ в отпущении грехов не имеет целью ранить грешника или унизить его, а должен помочь грешнику открыться Богу, пересмотреть самые основы своей жизни и совершить такие перемены, которые позволят вернуться к полному общению с Господом. Исповедник, который осознает, что не может отпустить грехи, должен деликатно, с любовью объяснить, почему он должен так поступить, и побудить кающегося к вере в Божью любовь и молитве, которая поможет ему увидеть истинное состояние его души. Некоторым нужно время, чтобы “дозреть” до полного обращения и примирения. Бог очень терпелив к человеку и иногда позволяет нам поблуждать, прежде чем мы дойдем до цели.

8. Есть ли грехи, которые священник может отпустить только с разрешения епископа?

Каждый священник всегда исповедует и совершает свое служение с разрешения епископа, но имеются случаи, когда право отпущения некоторых особо тяжких грехов закреплено за Святым Престолом, или за местным епископом, или за уполномоченными им пресвитерами (священниками). К таким грехам относятся: отход от веры, аборт, избиение или убийство епископа, попытка совершать мессу или отпущение грехов лицом, не имеющим посвящения, заключение брака священником или монашеским лицом, принадлежность к объединению, борющемуся с Церковью.

Каждый священник может отпускать грехи и снимать экскомунику с того, кто находится в опасности смерти.

9. Что такое тайна исповеди?

Об установленной на протяжении веков тайне исповеди говорит Компендиум Катехизиса Католической Церкви: «Принимая во внимание тонкость и величие этого служения, а также долг уважения к людям, любой духовник без исключения обязан под страхом строго наказания хранить печать таинства, то есть абсолютную тайну в отношении грехов, о которых он узнал на исповеди» (КККК 309).

Каждый исповедник обязан не только быть тактичным, но и строго хранить тайну исповеди. Священник, принимающий исповедь обязан сохранить в тайне грехи, о которых услышал. Если бы он посмел рассказать другим людям грехи человека, который исповедовался перед ним, то тем самым стал бы виновен в тяжком грехе, и с этого момента был бы отлучен от Вселенской Церкви и не имел бы права исполнять свое священническое служение. Получить прощение за такой грех он мог бы только с разрешения Папы. История Церкви знает примеры священников, которые предпочли принять мученическую смерть, чем выдать тайну исповеди. Тайна исповеди должна побуждать нас исповедоваться действительно искренне и без страха.

Следует также помнить, что обязанность сохранить тайну исповеди, кроме священника, имеет переводчик (если кто-то исповедуется через него) и тот, кто случайно услышал или узнал что-то из исповеди другого человека (напр., стоя недалеко от исповедальни или найдя список грехов, который человек подготовил перед исповедью).

10. В чем специфика Первой исповеди и генеральной исповеди? Как готовится к генеральной исповеди?

Когда человек уже способен сознательно и добровольно совершать поступки, то может приступить к Святому Причастию, а перед этим идти к исповеди. К этому важному событию детей (бывают и взрослые) готовят родители и родные в сотрудничестве с сообществом Церкви.

Генеральную исповедь, охватывающую всю жизнь или значительный ее период, разрешил в XIV веке Папа Бенедикт XI конституцией «Inter cunctas». Такая исповедь необходима в том случае, если кто-то раньше исповедовался неискренне или без выполнения всех условий. Можно приступить к генеральной исповеди по поводу важного жизненного события, всегда помня, что предыдущие грехи уже прощены Богом, а их повторное исповедание помогает увидеть величие Божьего Милосердия, которое проявилось в жизни верующего. Подготовка к генеральной исповеди такая же, как и к обычной, только относится к большему промежутку времени.

11. Что делать, если исповедь не принесла морального облегчения?

Катехизис Католической Церкви учит, что «исповедание грехов (исповедь) даже с чисто человеческой точки зрения освобождает нас и облегчает примирение с другими. Признавая грехи, человек смотрит в лицо к содеянному, принимает на себя ответственность за грех и тем самым снова открывается Богу и общению Церкви, чтобы сделать возможным новое будущее» (ККЦ 1455). Исповедь дает соединение с Богом - величайший дар: Бог оправдывает грешника, однако не очищает его память. Иногда после исповеди человек ощущает одновременно радость от полученного прощения и боль как естественный результат греха. Нельзя забывать, что в исповеди самое важное - это встреча с Богом, а не чувства. Состояние беспокойства может следовать и из-за несоответствующей подготовки к Таинству Покаяния или вследствие переживаемых проблем личного характера. Но Бог допускает духовную сухость ради очищения. Даже в таком состоянии надо хорошо исповедоваться.

Св.Фаустина пишет в своем дневнике об объявлении Иисуса относительно одной сестры, которой исповедь не приносила облегчения: «Я спросила ее, говорила ли она когда-нибудь об этом исповеднику, и она мне ответила: «Я уже много раз говорила об этом исповедником, но исповедники всегда говорят, что мне нужно быть спокойной, а я сильно страдаю, и ничто не приносит облегчения; мне все кажется, что Бог меня не простил». Я ей ответила, что она должна быть послушной исповеднику и совершенно спокойной, потому что, наверное, это искушение. Однако она со слезами на глазах молила, чтобы я спросила Господа, простил ли Он ее и хороши ли ее исповеди или нет. Я решительно ей ответила, что она должна сама спрашивать, если не верит исповеднику, однако она схватила меня за руку и не хотела отпустить, пока я не скажу ей, что помолюсь за нее и передам ей, что Господь мне о ней скажет. Горько плача, она не хотела меня отпускать, и говорит мне: «Я знаю, сестра, что Господь с тобой говорит». А я не могу от нее вырваться, потому что она схватила меня за руку… и я пообещала ей, что помолюсь за нее. Вечером во время благословения я услышала в душе такие слова: Скажи ей, что ее недоверие ранит Мое Сердце больше, чем грехи, которые она совершила. Когда я об этом ей сказала, она расплакалась, как дитя, и огромная радость вошла в ее душу. (Дневник 628)».

12. Может ли священник во время исповеди называть кающегося по имени, если знает его?

Священник как духовный отец, действующий от имени Бога, может называть во время исповеди человека по имени не только тогда, когда знает его, но и когда кающийся в начале Таинства назвал свое имя.

Независимо от того, называет ли священник кающегося по имени, или обращается к нему во втором лице единственного или множественного числа, исповедь не меняет своего сверхъестественного достоинства. Каждый в Крещении получил избранное родителями или близкими имя, которое выражает его и с которым он отождествляется. Бог знает человека по имени и хочет сказать также во время исповеди: «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты - Мой" (Ис 43, 1).

13. Что такое удовлетворение за грехи (епитимия)?

Епитимия, налагаемая духовником, должна принимать во внимание личную ситуацию кающегося и искать его духовного блага. Она должна в максимальной степени соответствовать тяжести и природе содеянных грехов. Она может состоять в молитве, в приношении, в делах милосердия, в служении ближнему, в добровольных лишениях, в жертвах, а главное - в терпеливом принятии Креста, который мы должны нести. Епитимия имеют своей целью избежать наказаний за грехи в этой жизни и чистилище. В первые века христиане в таинстве Покаяния получали епитимию, равнозначную грехам, в которых каялись. Священники возлагали тяжелые епитимии – пост на хлебе и воде на протяжении многих дней, лежание крестом на земле, длительные молитвы, паломничество, милостыня, запрет, не позволяющий учувствовать в Евхаристии в течение длительного времени. Одной из самых строгих епитимий являлась публичная исповедь.

В наши дни священники обычно возлагают легкую епитимию. Происходит это по причине слабой веры и лености современных христиан.

Епитимия необходима для действительности Таинства и получения отпущения, она непосредственно связана с разрешением от грехов.

14. Имеет ли право священник советоваться с другими священниками по поводу епитимии для конкретного человека?

Теоретически священник мог бы советоваться относительно епитимии как средства в процессе духовного возрастания кающегося, однако должен это делать таким образом, чтобы, даже косвенно, не выдать тайну исповеди. Время обучения в духовной семинарии, личная практика, а особенно открытость на действие Святого Духа делают духовника способным самостоятельно выбирать и назначать епитимию для конкретного человека.

15. Можно ли рассказывать другим о епитимии, которую назначил священник?

Законодательство Католической Церкви не запрещает кающемуся рассказывать о назначенной епитимии и о том, что услышал в исповедальне. Приступая к Таинству Примирения христианин не обязан хранить тайну. Однако, принимая во внимание характер исповеди, следует задать вопрос, зачем кающемуся рассказывать о том, что услышал в исповедальне? Иногда кому-то может показаться, что рассказывая другим о своей епитимии, он помогает им в духовном возрастании. Однако нельзя забывать, что исповедник назначает епитимию конкретному человеку, учитывая его духовное состояние, потребности и возможности.

16. На какие вопросы священника во время исповеди верующий может не отвечать? А на которые должен?

Кодекс канонического права указывает, что «задавая вопросы, священник обязан делать это рассудительно и разборчиво, принимая во внимание положение и возраст кающегося, и воздерживаться от расспросов об имени соучастника греха» (Кан.979). Исповедник иногда задает вопросы, которые могут помочь кающемуся хорошо исповедаться, например, о количестве, обстоятельствах греха. Как врач, который задает больному различные дополнительные вопросы, так как хочет его блага, также и священник должен стремиться распознать состояние кающегося, чтобы его исповедь была искренней, полной и настоящей. Хорошо поставленный вопрос может открыть глаза на грех или преодолеть страх перед названием совершенного зла.

17. В каком случае исповедь бывает недействительной?

Исповедь недействительна в том случае, если сознательно и добровольно человек не исповедал тяжкого греха. В таком состоянии нельзя причащаться, ибо это будет новое святотатство, нельзя также приступать к таинствам Миропомазания, Елеопомазания, Брака, ибо это будут новые оскорбления Господа. Следует поспешить на исповедь и во всем сознаться. Надо знать, что все исповеди, последовавшие за святотатской, были недействительными (не приносящими отпущения), но лишь преумножали с каждым разом число грехов. Поэтому, чтобы освободиться от бремени, следует заново исповедоваться во всех грехах, совершенных со времени последней действительной исповеди.

18. Что вы думаете о постоянном духовном руководстве?

Исповедник и духовный отец могут быть разными лицами. Исповедника можно менять, а руководство духовного отца постоянно. Исповедником может быть только священник. Духовным наставником может быть и мирянин, и не рукоположенный монах. У послушников в монастырях есть наставники, которые необязательно являются священниками. Совершенно естественно, что исповедник часто становится и духовным руководителем, особенно когда человек обращается все время к одному и тому же священнику и спрашивает у него совета в разных жизненных ситуациях.

19. А на чем основано духовное руководство? Куда оно ведет?

Если предполагается, что духовный руководитель будет принимать за человека решения, то это вызывает сомнения, потому что решения должен принимать каждый из нас сам. Чтобы быть постоянным исповедником, священник должен быть очень зрелым. Хорошо, когда есть постоянный духовник, но надо остерегаться ловушек, потому что может оказаться и так, что наличие постоянного исповедника не помогает идти вперед, а задерживает на каком-то этапе жизни. Поэтому иногда стоит поменять исповедника - это хорошо и для его смирения, и для кающегося это бывает очень полезно.

20. Можно ли исповедоваться у разных священников, или нужно всегда ходить на Исповедь к одному и тому же священнику?

Исповедоваться у разных священников, конечно, можно. Но многие духовные отцы советуют исповедоваться у одного и того же священника. Если у нас есть постоянный исповедник, то полезно идти именно к нему в моменты особой напряженности. Иногда, даже если у нас есть постоянный исповедник, мы вынуждены обращаться к другому священнику – например, если отпущение грехов не терпит отлагательства. Тогда мы обращаемся к священнику, который доступен в данный момент.

Иногда случается, что кающийся чувствует себя по каким-то причинам некомфортно с тем или иным священником. В таких случаях он абсолютно свободен, пойти на Исповедь к другому.

21. Можно ли католику исповедоваться у православного батюшки в случае, если католической среды нет (человек живет в эмиграции), а православный приход есть?

Кодекс канонического права утверждает: «Всякий раз, когда этого требует необходимость или к этому склоняет подлинная духовная польза, причём отсутствует опасность заблуждения или безразличия, тем верным Христу, которые физически или морально не могут обратиться к служителю-католику, позволяется принимать таинства покаяния, Евхаристии и помазания больных от служителей-некатоликов, в Церкви которых вышеуказанные таинства существуют действительным образом (ККП кан. 844 § 2).

Католическая Церковь признает, что поскольку православные христиане (Восточные Церкви) имеют истинные Таинства Священства и Евхаристии, благодаря которым они очень тесно соединены с католиками, то «совместное участие в священнодействиях (communicatio in sacris) в соответствующих обстоятельствах и с согласия церковных властей не только возможно, но и желательно » (II Ватиканский Собор, Декрет об экуменизме« Unitatis Redintegratio »15).

В свете документов Католической Церкви католику позволяется приступать к Таинствам Исповеди и Евхаристии в православной святыне, однако допуск к ним будет зависеть от православного священника.

22. Как преодолеть нежелание исповедоваться у знакомых священников?

Церковь понимает Таинство как видимый знак невидимой благодати, а также учит, что священник не действует от своего имени, но от лица Христа Главы (in persona Christi Capitis), всегда присутствующего в Церкви.

Исповедь не является встречей со священником в человеческом измерении, но входом в сакраментальную действительность, в которой действует сам Христос. Человек, который исповедует всю правду о себе, может чувствовать стыд, и даже страх перед священником, и еще больший страх, если его знает. Кающийся задает себе вопрос: что он обо мне подумает, как будет позже на меня смотреть?

Преодолеть нежелание исповедоваться перед знакомым священником помогает осознание правды об исповеди как свидании с Богом - Любовью, где священник является слугой и посредником примирения, а также, что от этого Таинства зависит жизнь, не только земная, но и вечная. Очень важно понимать Тайну Исповеди. Если бы даже священник помнил, что знакомый говорил на исповеди, то его обязывает тайна, которая охраняет интимность исповеди также перед кающимся.

Помощью в правильном обращении к исповеди могут быть слова Иисуса, сказанные св. Фаустине: «Когда ты приступаешь к исповеди, к этому источнику Моего милосердия на твою душу всегда нисходит Моя Кровь и Вода, излившаяся из Моего Сердца и совершенствует ее. Каждый раз, приходя на святую исповедь, с большим упованием целиком погружайся в Мое милосердие, чтобы Я мог излить на твою душу Свои обильные милости. Когда ты идешь на исповедь, знай, что Я Сам жду тебя в исповедальне, и хотя закрываюсь священником, но Сам действую в душе. Здесь нищета души встречается с Богом милосердия. Скажи душам, что из этого источника милосердия милости черпают только сосудом упования. Если их упование будет велико, Моей щедрости не будет границ. Потоки Моей благодати изливаются на смиренные души. Гордые всегда в нищете и убожестве, поскольку Моя благодать отворачивается от них к смиренным душам »(Дневник 1602).

23. У кого исповедуются епископы?

В Компендиуме Катехизиса Католической Церкви читаем, что «Христос доверил служение примирения Своим апостолам, их преемникам – епископам и пресвитерам, соработникам епископов, которые тем самым становятся орудиями милосердия и справедливости Бога. Они осуществляют власть прощать грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа »(КККК 307). Папа Римский, епископы, священники или монашествующие, также как верные миряне, получают дар прощения грехов и примирения через исповедников (епископов или священников), которых сами свободно выбирают.

25. Возможна ли исповедь по скайпу (skype)?

Нет возможности исповедоваться по скайпу или по телефону. Для совершения этого важного Таинства необходим личный контакт со священником. Электронные средства коммуникации являются хорошей возможностью для передачи информации, однако никогда не заменят личного контакта, который необходим для каждого Таинства. В интернете нет Таинств, и даже религиозный опыт, возможный в нем благодаря Божьей благодати, недостаточен в отрыве от соучастия с другими верующими в реальном мире.

Источники:

1. Священное Писание

2. Катехизис Католической Церкви, Катехизис Католической Церкви Компендиум

3. Кодекс Канонического Права Католической Церкви

4. Разговор об исповеди. о. Якуб Кручек ОР, http://catherine.spb.ru/index.php/blog/comments/o_jakub_kruczek-confession

5. МОЛИТВЕННЫЙ РОДНИК. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ И ПРИМИРЕНИЯ, http://www.claret.ru/liturgy/molitvennik_t_p.htm

6. В свете Евангелия. О католичестве - по-русски, http://procatholic.ru/index.php

7. Радио Ватикана

8. Навошта спавядацца? (Лікбез, ч.1) http://www.catholic.by/2/home/authors-rubrics/likbez/114312-spovedz.html

9. Складаныя пытанні споведзі (Лікбез ч.2) http://www.catholic.by/2/home/authors-rubrics/likbez/114492-spovedz.html

10. Веруешь ли ты в Сына Божия? (Взрослым об основах католического вероисповедания). Гродно 1998,  Гродненская Римско-Католическая Епархия

Комментировать:

    Все новости по теме:

     

    ПОДПИШИСЬ НА РАССЫЛКУ

    Подпишитесь на еженедельную рассылку Katolik.ru, и вы будете получать обзор основных новостей и статей за прошедшую неделю, информацию о торжествах и праздниках на следующую неделю, проповедь на ближайшее воскресенье и многое другое.

    Папа Франциск

    Папа Франциск

    Оставайтесь с нами

    Последние новости

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    Епископы Кении официально объявили о визите Папе Римского

    «От имени Епископов я с искренней радостью объявляю о том, что Святой Отец принял наше приглашение и... Подробнее

    Требуются волонтеры

    Нам очень нужны редакторы, журналисты и переводчики

    подробнее...

    2003-2015 © Katolik.ru. Все права защищены. При цитировании материалов гиперссылка обязательна.

    ������.�������